Досуг на природе принимает разные форматы в зависимости от предпочтений путешественников, ищущих приключений и незабываемых впечатлений. Среди популярных развлечений законное место занимают сплавы на катамаранах.
Катамаран для сплавов по реке – среднее по габаритам двухкорпусное плавательное средство.
Катамаран имеет ряд преимуществ перед другими средствами передвижения по воде:
— удобство транспортировки;
— простота сборки;
— значительная грузоподъемность;
— высокая устойчивость.
Существует несколько видов, выбирать из которых стоит с учетом целей и предполагаемых трудностей:
— парусные;
— плёсовые и экспедиционные;
— туристические и спортивные.
Ты купишь катамаран, отвечающий твоим сегодняшним запросам, а не будущим мечтам
Яхта обладает ореолом романтичности и авантюризма. Однако между мечтами и реальностью большая разница. Многие говорят мне, что хотели бы отправиться в длительный поход. – Когда? — спрашиваю.- О, ну когда пойду на пенсию… ну, мы собирались построить домик на Таити … я думаю… 4-5 лет…
Ого! Эти 4-5 лет могут длиться и все 10. Многие так и гоняют по бескрайним просторам заливов по 10 лет. На большой круизной яхте надо выходить в море. Если хотите нужна «лодка выходного дня», берите яхту поменьше, хоть и не с такими ходовыми качествами, но зато дешевле.
Какие бывают конструкции
Производители выпускают катамараны, отличающиеся внешним видом, параметрами, максимальной скоростью, комфортабельностью, основными характеристиками. Прежде, чем сделать окончательный выбор, необходимо определить, для чего он нужен, и что в конечном итоге от немо стоит ожидать. Вариантов несколько:
- Осуществлять походы по рекам со слабым и сильным течением.
- Участвовать в соревнованиях.
- Проводить спокойные сплавы по местам рекреации.
- Рыбачить.
- Получать удовольствие от парусных прогулок.
- Обучать деток водному туризму.
В настоящее время разновидностей продукции великое множество:
- спортивные;
- парусные;
- моторные;
- походные.
Но столь узкий функционал устраивает не всех. Многие стремятся участвовать в серьезных соревнованиях, а в выходные собрать семью и полюбоваться пейзажами на спокойной местной речушке.
Остановимся на основных моделях более подробно:
Виды | Описание |
Плесовые | Для кругосветного путешествия они, явно, не подходят, а вот для отдыха на спокойной речке – то, что надо. Для комфортабельности эксплуатации туристы оснащают модель мотором или съемным парусом. |
Спортивные | Главное отличие – скорость и маневренность, а также ходовые качества. Самые хорошие для сплава по спокойной воде. Есть возможность оснастить их парусом или мотором. С дополнительными функциями они пользуются повышенным спросом. Отличные модели для новичков, увлекшихся водным туризмом. |
Надувные | Отличаются устойчивостью, удобным управлением, возможностью размещения экипажа и багажа. Удерживают парус. Популярные модели оснащаются мотором, что дает возможность передвигаться при полном штиле. |
Походные | На что стоит обратить внимание? На сложность выбранного маршрута. Конструкция должна соответствовать повышенным требованиям, быть надежной и долговечной, простой в сборке и ремонте, удобной в транспортировке, с отменными ходовыми качествами. |
Если ты строишь катамаран CUSTOM, ты должен быть заранее готовым к сверхрасходам
Часто ко мне обращаются мужчины, ибо по большей части яхтами управляют мужчины, которые недовольны имеющимся предложением на рынке катамаранов. Это богатые люди, ведь только у таких морская страсть настолько требовательна, что не находит достойных яхт у большинства производителей. Я сразу предупреждаю таких покупателей – строительство персональной лодки – вещь очень непростая, и почти всегда заканчивается тем, что будет потрачено времени и денег больше, чем ожидалось.
Когда настанет время продать лодку своей мечты, станет ясно, что стоит она намного дешевле, чем ожидалось, ибо не несет имени известного конструктора, а построена с особенностями, которые как правило не востребованы на рынке. С другой стороны для тех, кто покупает подержанные лодки, такая может стать очень интересным вариантом для начала.
На диаграмме поперечной остойчивости (кривая I для зависимости плеча L от угла крена φ) можно выделить три характерных участка. Первый прямолинейный участок простирается от φ=0° до угла отрыва φотр., т. е. до такого крена, когда происходит отрыв внешнего поплавка от поверхности воды, а восстанавливающий момент достигает своей наибольшей величины. У катамаранов обычно φотр. = 9—12°. Поскольку на этом участке с увеличением крена восстанавливающий момент автоматически также растет, то равновесие здесь будет устойчивое — катамаран кажется непереворачиваемым.
На втором участке, после того как крен превзойдет угол отрыва, равновесие станет неустойчивым — восстанавливающий момент будет падать с ростом крена, и катамаран станет переворачиваться все легче и легче. Другими словами, если под действием опрокидывающей силы крен катамарана превзошел угол отрыва, то для того, чтобы предотвратить опрокидывание судна, необходимо или уменьшить кренящий момент, например у парусников потравить шкоты, или увеличить восстанавливающий момент, например экипажу открепиться.
Третий участок диаграммы находится за точкой «заката диаграммы остойчивости» — критического значения угла крена φкр., при котором сила поддержания Р и сила тяжести G вновь окажутся на одной прямой, а восстанавливающий момент упадет до нуля. При дальнейшем креновании на этом участке восстанавливающий момент станет отрицательной величиной, т. е. при углах крена больше критического значения судно завершит опрокидывание под действием собственного веса, если даже переворачивающая сила перестанет действовать.
Диаграмма продольной статической остойчивости (кривая II) построена для той же модели катамарана для случая опрокидывания его через торцы поплавков. Она в общих чертах повторяет вышерассмотренную. Главное отличие состоит в том, что максимальное значение продольного восстанавливающего момента примерно в 2,5 раза меньше, чем при крене на борт. Это объясняется тем, что при дифференте на нос или корму точка приложения поддерживающей силы ЦВ смещается па меньшую величину, чем при таком же крене на борт.
Диаграмма статической остойчивости (кривая III) построена для квадратного плота, имеющего те же размерения, что и катамаран, и сплошное заполнение габаритов водоизмещающим материалом. Полное водоизмещение такого плота Vmax=H•B получается в 3 раза больше, чем у катамарана, а относительная высота борта F/H возрастет до 0,83 вместо 0,5. Из сопоставления диаграмм I, II и III видно, что максимальный восстанавливающий момент у плота будет примерно в 2 раза больше, чем такое же значение момента продольной остойчивости у катамарана, но все же останется на 25% меньше максимальной величины восстанавливающего момента для поперечной остойчивости последнего. Это объясняется следующими обстоятельствами. Увеличение запаса плавучести и относительной высоты борта плота привели к тому, что наибольшее возможное перемещение точки ЦВ к борту (Хцв) при его наклонении стало таким же, как при крене катамарана на борт. Однако плечи соответствующих восстанавливающих моментов не сравнялись, поскольку у катамарана при малых углах крена перемещение точки ЦВ к борту происходит на большую величину, чем у плота.
Наконец, диаграмма продольной статической остойчивости (кривая IV) показывает, что увеличение длины L поплавков катамарана пирамидальными заострениями на 33% хотя и дало приращение их полного объема всего на 5,5%, но привело к росту плеча и самого момента продольной остойчивости на 22%. Этот пример еще раз показал большое влияние водоизмещающих объемов на периферии судна на его остойчивость. В справочнике вахтенного офицера говорится, что при уходе под воду палубы в оконечностях судна его продольная остойчивость заметно падает (Проничкин, 1975).
Из рассмотрения диаграмм можно сделать следующие выводы. Во-первых, остойчивость самодельных туристских судов обеспечивается прежде всего достаточным запасом их плавучести. Так, у катамаранов, чтобы в полной мере реализовать присущую им высокую поперечную остойчивость, полный объем каждого поплавка должен превосходить объемное водоизмещение всего судна в полном грузу. Катамаран должен иметь возможность «встать» на один поплавок. Во-вторых, эффективно повышать остойчивость формы можно, не столько увеличивая защищенные от воды объемы, сколько располагая их на удалении от середины судна. Так, если катамарану добавить в середину третий поплавок — превратить его в тримаран,— то его поперечная остойчивость упадет. В то же время продольную остойчивость катамарана можно существенно увеличить, если (при достаточном запасе плавучести) «вырезать» средние части его поплавков. Собственно, так а построены модульные плоты А. Фомина и А. Чернышева, которые не имеют сплошных ни продольных, ни поперечных поплавков. Эти плоты построены весьма рационально с точки зрения получения высокой остойчивости при эффективном использовании водоизмещающих емкостей. В-третьих, появившаяся в печати характеристика «эффективная ширина плота» неудачна, так как она неоднозначно связана с величиной остойчивости. Дело в том, что величина восстанавливающего момента определяется формой не всего корпуса судна, а только той его части, которая погружена в воду. Эта часть корпуса в судостроении традиционно характеризуется точкой ЦВ а длиной плеча остойчивости.
Динамическая остойчивость рассматривается, когда внешние силы вызывают наклонения судна со значительными угловыми скоростями, как, например, при действии шквального ветра, «взрывной» волны и т. п. Наибольший угол наклонения, который достигает судно при динамическом действии кренящего момента, называется динамическим углом крена (дифферента). Из практики хорошо известно, что порыв ветра опрокидывает парусную лодку много легче, чем ровный ветер большей силы. Дело в том, что в первом случае судно по инерции накренится больше, чем до угла, при котором наступит равновесие кренящего и восстанавливающего моментов. Чтобы погасить инерцию и остановить опрокидывание, восстанавливающий момент должен произвести работу, равную работе момента, создающего это наклонение.
На диаграмме статической остойчивости работу некоторого кренящего момента можно показать площадью прямоугольника, ограниченного сверху горизонтальной прямой, проведенной на уровне МKp., и ординатой некоторого вызванного им угла наклонения (рис. 4, б, точки ОАВС). В свою очередь, работа восстанавливающего момента изобразится площадью, ограниченной ординатой того же угла и отрезком кривой момента остойчивости от начала координат до точки Д. Если величину угла наклонения подобрать так, чтобы обе указанные площади стали одинаковыми, то это и будет значением динамического угла крена φдин. По данным справочника (1975), в пределах прямолинейной части диаграммы статической остойчивости при внезапном приложении постоянного кренящего (дифферентующего) момента величина динамического угла наклонения будет примерно вдвое больше соответствующего угла статической остойчивости φст.
Диаграмму динамической остойчивости, выражающую зависимость величины работы восстанавливающего момента от угла наклонения, можно построить следующим образом. По диаграмме статической остойчивости (кривая I на рис. 3, б) находится ряд значений плеча L статического момента, которые берутся через равные интервалы угла крена (например, через ∆ф=5° = 0,0873 радиана). Дальнейшие вычисления проводятся по таблице 1, Значения плеча динамической остойчивости LДИн., соответствующие каждому значению L, определяются по формуле LДИн = 1\2∆φ∑», где ∆φ — приращение угла в радианах, а ∑»— сумма нарастающим итогом из строки 4 таблицы 1.
Кривая IV (рис. 3,6) отображает диаграмму динамической остойчивости, вычисленную указанным способом по диаграмме поперечной статической остойчивости (кривая I) исходной модели катамарана. Чтобы по этой диаграмме найти угол динамического крена, надо еще построить график работы кренящего момента. Для этого из точки N, где угол φ=1 радиану=57,3°, проводится вертикальная линия NM, на которой откладывается в соответствующем масштабе величина кренящего момента Мкр.. Полученная таким способом точка М соединяется с началом координат. На пересечении этой прямой с диаграммой динамической остойчивости и расположены значения угла динамического крена. Если через начало координат 0 провести касательную к кривой динамической остойчивости, то точка касания даст значение критического угла крена φкр.; g, при котором произойдет опрокидывание судна, а пересечение касательной с прямой NM укажет соответствующее минимальное значение динамического кренящего момента. В рассчитанном примере для рассматриваемой модели катамарана величина динамического критического угла крена для поперечной остойчивости получилась примерно в 2 раза меньше, чем соответствующее значение для статической остойчивости. Таким образом, в первом приближении можно считать, что динамическая остойчивость самодельных туристских судов вдвое меньше их статической остойчивости.
На остойчивость судна помимо формы погруженной в воду части корпуса влияет также его вес. Рассмотрим это влияние несколько подробнее. Прежде всего существуют суда, у которых вообще отсутствует остойчивость формы — это подводные лодки в полностью погруженном состоянии. Для того чтобы в этом случае восстанавливающий момент имел положительное значение, необходимо, чтобы центр водоизмещения был расположен выше центра тяжести. При этом все метацентры совпадают с точкой ЦВ, а плечо моментов остойчивости L = hsinφ, где h — возвышение центра величины ЦВ над центром тяжести ЦТ.
Весьма близкая картина наблюдается у килеватых яхт, где центр тяжести смещается вниз при помощи тяжелого балластного фальшкиля. Следует отметить одну характерную особенность диаграммы статической остойчивости у судов этого типа — она не имеет «точки заката », и величина восстанавливающего момента монотонно нарастает, достигая максимума при наклонениях, равных 90°.
У самодельных туристских судов центр тяжести практически всегда находится выше центра величины водоизмещения. В этом случае влияние остойчивости веса не будет однозначным и потребует более подробного рассмотрения. Прежде всего следует отметить, что остойчивость порожних и сильно перегруженных судов, как правило, падает. Это обусловлено происходящими одновременно изменениями остойчивости формы, например сокращением площади ватерлинии, а во втором случае — и потерей запаса плавучести. При изменении количества и размещения груза в пределах, предусмотренных конструкцией судна, решающее влияние на остойчивость оказывает изменение положения центра тяжести. Из схемы действия сил для модели катамарана (рис. 2) непосредственно следует соотношение: —∆L=∆hsinφ, где ∆L — изменение плеча остойчивости; ∆h — изменение высоты точки ЦТ над ЦВ; φ — величина угла наклонения. Другими словами, увеличение высоты центра тяжести приводит к уменьшению плеча восстанавливающего момента, причем это уменьшение будет сильнее сказываться по мере роста угла наклонения.
Указанные закономерности хорошо просматриваются на диаграммах поперечной статической остойчивости для модели катамарана (рис. 3, б). Исходная диаграмма (кривая I) соответствует высоте 0,5 м точки ЦТ над палубой. Диаграммы II и III построены для случая, когда высота точки ЦТ над точкой ЦВ уменьшена на 1/4 и в 2 раза соответственно. Из сопоставления этих диаграмм следует, что даже существенное изменение высоты центра тяжести сравнительно слабо сказалось на начальной остойчивости катамарана — так, максимальная величина восстанавливающего момента при угле отрыва возросла всего на 5 и 11% соответственно, а сам угол отрыва практически не изменился.
Заметно большие изменения произошли на нисходящих ветвях диаграмм II и III — они стали менее крутыми, а величина критического угла возросла на 15 и 33% соответственно. Следовательно, суда с высоким центром тяжести при крене, превосходящем угол отрыва, будут опрокидываться более быстро, экипаж может не успеть парировать возмущение, например открениванием, и судно завершит переворот. Таким образом, увеличение водоизмещения на периферии судна и понижение центра тяжести влияют на остойчивость не эквивалентно. Первый способ приводит к подъему всей диаграммы остойчивости (пропорционально квадрату В0), а второй сказывается значительно слабее и в основном на нисходящей ветви статической диаграммы остойчивости.
В справочнике вахтенного офицера говорится: изменить остойчивость можно лишь за счет изменения размещения груза по вертикали. Из практики известно: добавляя груз ниже ватерлинии, мы увеличиваем остойчивость, а выше ватерлинии — уменьшаем (в первом приближении) .
На легких туристских и спортивных судах, когда их остойчивости не хватает, чтобы противодействовать внешнему кренящему моменту, экипаж прибегает к открениванию.
Покупай катамаран легкий в управлении
Поднять, опустить грот, размером 90 кв.м, взять риф при порыве ветра – все это требует приличной сноровки и энергичности. Необходима команда. Или вы надеетесь на помощь неопытных друзей, которых вы пригласили. Поверьте, идеально найти катамаран, которым можно управлять в одиночку или вдвоем. Если вы с женой или другом не можете управиться с катамараном – каждый выход в море будет компромиссом…
Всегда покупайте катамаран меньшего размера, нежели «размер» ваших морских навыков. Вышеуказанная формула также подходит и для стоимости катамарана. Если вы приобретаете кат более 45 футов, часто может потребоваться наличие электрических лебедок, двух стакселей на закрутках, а также самоперекидывающийся фок.
Общие правила выбора
Тем, кто обладает навыками сплава, выбрать подходящее судно труда не составит, а вот новичкам без знания дела и сформировавшихся предпочтений придётся сложней. Хорошо, когда человек начинает заниматься в турклубе или с более опытными товарищами – там и кат предоставят, и всё объяснят по ходу обучения.
За это время можно успеть сделать выводы и к покупке своего первого катамарана подойти с достаточным багажом знаний. Если же группа туристов решила начать с нуля, то теорию придётся изучать самостоятельно. Для упрощения задачи можно воспользоваться прокатом катамаранов – многие городские турклубы, не избалованные финансированием, предлагают такую услугу.
Производитель. Лучше всего предпочесть кат от хорошо зарекомендовавшего себя бренда, например, от «Тритона», «Раф. Эти фирмы в почёте у всех водников страны, так что выбор будет однозначно безошибочным.
Число гребцов. Порой бывает сложно определиться между катамараном-2 и катамараном-4 (двух- и четырёхместным катамараном), так как оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.
Четвёрка, особенно гружёная, кажется более тяжёлой и неуклюжей, так что гребцам придётся приложить больше сил, чтобы ею управлять. Команде трудней сработаться друг с другом, но зато при слаженной работе экипажу удастся легко проходить серьёзные препятствия.
Двойка требует идеальной слаженности от гребцов.
В общем, если есть коллектив единомышленников, лучше начинать с четвёрки: тяжёлый кат прощает гребцам многие незначительные ошибки.
Конструкция катамарана – не менее важный критерий выбора, так как от неё зависят возможности каждого конкретного судна. Свои особенности есть у баллонов, каркаса, сидушек.
Монобаллон или двухслойные поплавки. Если возникнет выбор между судном со внутренними ёмкостями и монобаллонным катамараном, выбирайте качественный моно. Подробно на эту тему я говорил в статье Нюансы конструкции туристического катамарана.
Объём баллонов. Что касается оптимального объёма баллонов для катамарана, то тут сложно посоветовать что-то конкретное. Если кат нужен для сплавов по карельским рекам, то будет достаточно и «Тритона-2», но тем, кто всерьёз мечтает о «белой воде», стоит присмотреться, например, к «Белрафту», «Стерху», «Рафтмастеру». Хотя тут очень многое зависит от личных предпочтений: кто-то прикипел душой к юркому «Тритону», а некоторые привыкли гордо восседать на 2ТТ. Некоторые , продают дополнительные наплывы, увеличивающие тоннажность судна при необходимости.
Посадка. От того, насколько удобно и уверенно сидит спортсмен на катамаране, зависит его безопасность и качество работы, так что лучше испытать сидушку и упоры заранее.
Рама — ещё один спорный момент. Обычно она сделана из дюралевых труб, а споры вызывают способы их сборки, от которых зависит жёсткость, то есть способность конструкции сохранять свою форму под нагрузкой.
Элементы жёсткой рамы соединяются болтами, что обеспечивает быстрое реагирование судна на управляющие движения, однако такая рама не любит деформаций и её проще сломать. Части мягкой рамы обычно скрепляются резиновыми скрутками – полосками, нарезанными из автомобильных камер. Конструкция отлично поглощает энергию удара, суда более остойчивы, но на управляющие гребки реагируют с запозданием.
Чем быстрее, тем безопаснее
Скорость на море один из факторов безопасности. Многие прежде всего думают – может ли судно выдержать шторм и какой, не думая, а может ли оно убежать от него. Огромное преимущество катамарана перед монокорпусником а плане безопасности (не считая непотопляемости) это набор максимальной скорости. Чем выше скорость, тем меньше вы находитесь в штормовой зоне. Используя современные средства связи и метео – оповещения, катамаран, развивающий скорость в 12 узлов перед штормом, сможет «убежать» от ветра скоростью более чем в 50 узлов…
История происхождения
В переводе с тамильского языка катамаран дословно обозначает «связанные бревна«. На русский язык можно перевести слово как «плот». Первые катамараны изобрели рыбаки Мадраса, проживающие на Индийском побережье. Они связывали вместе 3 — 9 бревен таким образом, что передняя сторона плота уже задней. По внешнему виду древний катамаран напоминал пирогу. Количество бревен обязательно берется нечетным, потому что среднее бревно отличается от остальных большим диаметром. Носовой край заострен и слегка загнут кверху.
В древности катамараны использовали в целях перемещения по воде народы Океании и Полинезии. Римские войска при осаде Сиракуз применяли суда, соединяя их между собой.
Сейчас индийцы вяжут катамараны и плавают на них по любой погоде. Владея управлением в совершенстве, жители побережья искусно пересекают песчаные бары и движутся со скоростью 37 км/ч.
В 70-ых -80-ых годах прошлого столетия В СССР были изобретены первые сплавные катамараны. Современные туристические катамараны стали популярным средством сплава.
Резюме
Так или иначе, как обычно, все упирается в два фактора:
- Личные предпочтения
- Финансы
Два типа судна предоставляют совершенно разные ощущения от паруса, поэтому перед покупкой крайне рекомендуется арендовать каждый их них и сравнить чувства. Как бы то ни было, можно смело утверждать, что катамаран идеален, если не для покупки, то для чартера точно. Да, он дороже, но и предлагает много.
Рынок катамаранов на подъеме и растет стремительно. Верфи Lagoon (Beneteau), Fountaine-Pajot и многие другие производители ежегодно увеличивают за счет них свой оборот. И в данный момент спада спроса в обозримом будущем не видно.
Однако среди классических яхт на вторичном рынке гораздо шире диапазон выбора по всем параметрам, включая год постройки и материалы. Если парус для вас — это, прежде всего, спорт, и есть задумки погоняться на регатах, то забудьте о катамаранах, монокорпусной круизер — это ваша лодка.
Author: Mikhail Safronov
Виды
Разновидность товаров напрямую связна с целью приобретения транспорта, т.к. некоторые катамараны имеют свои конструктивные особенности, которые определяют удобство эксплуатации.
Парусные суда
Данные товары представлены в двух вариациях:
- С парусом.
- С парусом и двигателем.
Последние модели более универсальны. Они способны разгоняться до высокой скорости при отсутствии ветра. В первом же случае, пользователи зависимы от погодных условий. Такие суда не позволят выйти далеко в море, поэтому их использование определяется прочностью конструкции и ее размерами.
Стоимость таких товаров ниже, нежели у яхт, а оформление и регистрация документов не вызывают трудностей.
При покупке парусных катамаранов, мы советуем тщательно изучить особенности и возможности плавсредств. Существуют устойчивые и габаритные модели, позволяющие осуществлять длительные прогулки. В продаже также встречаются облегченные версии – идеальные для недолгих увеселительных путешествий.
Парусные суда требуют много пространства, поэтому для плавания на небольшом озере не подойдут.
Экспедиционные суда
Они понравятся любителям активного, но не экстремального спорта. Такие катамараны также подходят рыбакам и опытным пловцам, которые заплывают далеко от берега. Этот транспорт выдержит длительный сплав по реке, однако водоем не должен быть слишком сложным и опасным.
Таким моделям характерна простота и прочность, а их грузоподъемность позволяет взять с собой внушительный багаж. Для пассажиров место также найдется.
Туристические
Такие варианты подходят для экстремального отдыха на профессиональном уровне. Выбирать подобные плавсредства сложнее, т.к. среди основных критериев выделяется большая ответственность за удобство пользователей.
Габариты товаров представлены в широком ассортименте, однако небольшие катамараны более быстрые и маневренные.
Спортивные суда
Предназначены для соревновательных сплавов на реках любого уровня сложности. Такому транспорту характерны небольшие габариты и маневренность. Подобные суда не приспособлены для перевозки тяжелых грузов, зато справятся с порогами и опасными спусками.
Мы не советуем приобретать спортивные катамараны неопытным пользователям. В таком случае, необходима обязательная консультация специалиста.