Лодки марки «Пелла Фиорд» и ее предшественницы — уникальное явление своего времени. Один из немногих примеров, когда максимально упрощенное, обычное с виду судно не только пережило советские времена, но и производится до сих пор под своим названием и тем же заводом. Моторно–гребной катер больше склонен к гребле, с ПМ от 2 до 5 л. с. Вариации имеют довольно посредственные ходовые характеристики. Отличительная особенность всей серии — стеклопластиковый корпус.
«1» и «2» сходны в строении и поведении на воде, разница заключается в нескольких конструктивных деталях и весе. Последняя версия рассчитана на маломощный двигатель, изменила очертания на более приемлемые для преодоления волн и защиты от погодных явлений. Предназначение — прогулки по небольшим водоемам, озерам, рекам, а также рыбалка, гребля, туристические непродолжительные походы, охота, использование на водных станциях или базах отдыха.
Достоинства
- Первый основополагающий фактор в пользу выбора данной марки — невысокая стоимость.Изготовители стремились к максимальному распространению модели по всевозможным общественным кружкам, станциям и прочим спортивно-развлекательным организациям, расположенным около воды. Этому способствовал дешевый ценник, а также предельная простота во всем: в строении, управлении, обслуживании Намерения благополучно достигнуты и моторка стремительно заполонила доступные ниши
- Следующий огромнейший плюс, заслуживший уважение пользователей всей страны — отличный ход на веслах. Конструкторы при разработке этих качеств постарались на славу. Катер не просто передвигается по водоему, он «летает» по выражению капитанов. Причем не требуя особого вклада физических сил
- Изделия из стекловолокна отличаются долговечностью, так как данный материал устойчив к сырости, влаге, воздействию атмосферных явлений и сменам сезонов года. Обладатели такой новинки смело могут забыть про коррозию металла, подтягивание заклепок, ежесезонную покраску и т. д.
- Экономичность в уходе — фактор, вытекающий из предыдущего пункта. Корпус из стеклопласта остается в изначальном виде долгие годы при должном обращении. Следовательно, обладатель мотобота не вынужден вкладывать свои средства в ТО. В конце сезона судно просто ставится в гараж
- Концепция минимализма, которой придерживались разработчики серии, предполагает оснащенность лишь самым необходимым оборудованием, управление всего несколькими движениями и т. д. Это хорошо для тех, кто предпочитает понятную технику, ценит свое время и деньги
Недостатки
- Весла — самое слабое место первых моделей. Несмотря на то, что катер отлично ведет себя при гребле, родные приспособления совершенно не подходят к конструкции. Они недостаточно длинные и не слишком удобны в использовании. Однопарность, по мнению пользователей, также снижает эффективность весельного управления. А лопасти уже к концу первого сезона приходили в негодное состояние
- Безопасность модификаций улучшалась с каждым новым выпуском, но первые версии характеризовались худшими ходовыми характеристиками в ветренную погоду, их внешний вид проигрывал “тройке”. Прочность обшивки у первой версии уступает остальным двум
- Мореходность. С этим были некоторые проблемы: непереносимость даже маленьких волн, плохая остойчивость при движении пассажиров на ходу
- Отсутствие защиты клади и личных вещей в принципе можно пережить, но в дождливую погоду нет даже элементарного укрытия для самых важных предметов. К тому же, нет креплений для тента. Поэтому выбор модели обязательно должен основываться с учетом планируемого использования
- Обводы к третьей вариации уже приобрели «правильную» форму, а осадка стала меньшей. Но поначалу капитаны жаловались на излишний дифферент задней части
Фото лодки Пелла Фиорд 3,5:
Тент ходовой для лодки “Пелла-Фиорд”.
Тент поставляется в комплекте с носовым тентом, имеющим собственный каркас. Ходовой тент разработан на трех секционные дуги нашего производства.
- Материал тента для лодки
С моделью стекла и тента определились в самом начале, еще при заказе стекла, теперь ткань. Основными критериями выбора ткани являются: цена = срок службы и цвет ткани. Если катер эксплуатируется несколько раз за сезон, да при этом хранится на трейлере под навесом – берем синтетические ткани и наоборот, если катер находится на воде весь сезон под солнцем и дождем, то синтетическую ткань поменяем через пару сезонов, лучше остановить свой выбор на акриловых тканях, стойких к ультрафиолету.
sanbrella plus
- Дуги для тента на лодку
Дуги для тента изготавливаются по специальному кондуктору, а в последствии по дугам создается тент. Поэтому мы рекомендуем заказывать тент с дугами, т.к. самостоятельно подогнать свои дуги под наш тент сложно. Крепление тента к дугам реализовано при помощи разъемных молний. Большая площадь контакта дуги с тентом распределяет нагрузку, что исключает концентрации напряжений в одном месте и, соответственно, разрывов ткани. Крепление тента к дугам выполнено в месте соединения деталей крыши, что уменьшает количество швов в крыше и, соответственно, риски протечек и разрывов материала тента в месте шва.
Дуги для тента.
- Крепление тента на лодке
Крепление тента к лодке – это комплект кнехт, кнопок или поворотно-люверсных креплений.
Кнехт-петлица. В комплект входит 30 кнехт, 30 заклепок 4х25 и инструкция по их установке. При заказе комплекта кнехт на тенте автоматически появляются усиления ПВХ тканью в местах установки кнехт.
Крепление тента к лодке. Кнехт.
Кнопка. В комплект входит три детали кнопки (24 комплекта), 24 заклепки 3,2х12, обжимка (приспособление для установки кнопок на тент) и инструкция по установке кнопок.
Кнопки
Поворотно-люверсное крепление. В комплект входит 24 основания с поворотной головкой, 24 люверса с ответной частью, 48 заклепок 3,2х12 и инструкция по их установке. При заказе комплекта поворотно-люверсных креплений в тенте автоматически появляется сплошное усиление ПВХ тканью по краю тента.
Поворотно-люверсное крепление тента к лодке. DOT
- Боковые мягкие окна в тенте. Окно в крыше. Окно заднего вида.
Окна в тенте – это в первую очередь безопасность при движении под тентом. Скорости движения на воде приближаются к автомобильным на трассе и быть в курсе быстроходного соседства просто необходимо.
Окна вшиваются в тент спереди для капитана и штурмана, сзади по бокам для пассажиров “галерки”, между задними молниями для контроля за мотором и над лобовым стеклом, чтобы смотреть в небо (вперед через него ничего не видно). Размер всех окон, кроме лобового – 500х600мм. Лобовое, соответственно, шире – 400 мм на ширину тента в районе стекла.
Окна легко складываются, гнутся, на них не остается белых заломов, срок эксплуатации (прозрачности и механической стойкости) превышает срок эксплуатации синтетических тканей. Но есть один момент: не складывайте и не разворачивайте тент при отрицательных температурах окружающей среды – окно может просто сломаться как и любой пластик на морозе.
Окно в тенте на боковине.
- Молнии для поднимающихся боковин.
Боковые молнии предназначены для трансформации тента в, так называемый, “Бимини” – тент крыша. Молния расстегивается, боковина скручивается в трубочку и фиксируется при помощи застежек трезубцев и ремешков. Будь то солнечный день или моросящий дождь Вы находитесь под навесом, а боковины свободны для удилища, швартовки или движения с хорошим обзором.
Боковые молнии в действии.
- Молнии в тенте для прохода через калитку.
Данные молнии являются неотъемлемой частью стекла с калиткой. Молнии расположены чуть шире чем сама калитка и позволяют, не снимая тента, проходить в кокпит затрачивая минимум усилий по расстегиванию застежек тента.
Все молнии вшиваемые в тент имеют специальную планку из материала тента, предотвращающую попадание влаги на молнию.
Молнии для прохода через калитку не снимая тента.
- Вентиляционная отдушина на молниях с москитной сеткой.
Вентиляционная отдушина имеет треугольную форму, две молнии и москитную сетку 30х30х30 мм. Устанавливается на боковину тента с одной или с двух сторон. Отдушина имеет два рабочих положения: 1. Молнии закрыты – воздух не проходит. 2. Молнии открыты, материал клапана скручен и зафиксирован при помощи фиксатора-трезубца и ремешка – воздух проходит через москитную сетку в пространство под тентом. Данный вид вентиляции хорошо зарекомендовал себя при использовании катера на длительных переходах с ночлегом в кокпите катера.
Вентиляционная отдушина на молниях.
- Дефлектор с москитной сеткой.
Дефлектор выполнен из материала тента, располагается на задней стенке тента вверху по бокам. Может быть один или два. Имеет размер москитной сетки 100х100 мм. Предназначен для отведения влаги и запахов из пространства под тентом во время хранения катера на стоянке.
Дефлектор с москитной сеткой 100х100 мм
- Чехол для тента в сложенном состоянии.
Чехол изготавливается из синтетического материала в цвет тента. Имеет две молнии. Одевается на тент в сложенном состоянии на дугах. Предотвращает неравномерное выгорание тента, защищает от грязи, разрывов и попадания тента в движущиеся части мотора при движении судна. Также является чехлом-сумкой для зимнего хранения тента. Говорят, что чехол продлевает жизнь тенту вдвое и это правда.
Чехол для тента в сложенном состоянии.
- Ремонтная ткань.
Материал для ремонта тента. Ткань в цвет тента для чехла на мотор, перетянуть сиденья или просто иметь возможность починить или перешить стандартный тент под свои нужды – почему нет.
- Москитная сетка в задний клапан.
Москитная сетка в заднем клапане — это сложный, но очень удобный элемент тента. Клапан с москитной сеткой предназначен для проветривания под тентового пространства во время стоянок и нахождения на рейде. Клапан имеет дополнительный комплект молний и фиксирующих ремней: можно менять функционал заднего клапана по мере необходимости — закрыть полностью тентовым материалом или полностью москитной сеткой. Убрать оба или открыть на половину.
Москитная сетка в задний клапан.
История и цели создания
Судостроительный завод с историческим названием «Пелла» известен тем, что на его месте несколько столетий назад было построено одноименное поместье. Следует отметить важный факт — производство оказалось одним из немногих счастливчиков, переживших распад Советского Союза, сложные «нулевые», уничтожившие множество крупных предприятий, и существует до сих пор в несколько ином статусе и составе. Это говорит о том, что ставка на такие несложные изделия, доступные обычному покупателю, сработала даже лучше, чем ожидалось.
О характеристиках первой моторки и событиях, связанных с ней, в периодике написано очень скупо. Известно, что она начала производиться с 1971 года в лимитированном количестве. Был ряд недостатков, но для своего предназначения версия годилась и за 8 лет обзавелась поклонниками, требующими продолжения серии. В 1978 году с конвейера сошла вариация «2». Пластиковый мотобот быстро получил популярность, конструкторы избавились от отрицательных черт, ограничивающих потенциал данного плавсредства. До 1986 года завод выпустил свыше 25 тысяч экземпляров. Данная модификация успешно прошла аттестацию на высшую категорию качества.
Следующей серийной представительницей стала модель «Фиорд» 1986 года. Она представляла собой симбиоз старого доброго минимализма и множества доработок, основанных на отзывах обладателей мотосудна. Помимо превосходных весельных характеристик, инженеры основательно улучшили поведение изделия под мотором. Кстати, все три вариации выпускаются и сегодня под условными названиями: «2,5», «3,5» и «Фиорд». И что самое приятное — тем же предприятием.
Смола
Для стеклопластика используют как полиэфирную, так и эпоксидную смолу.
Для ремонта пластиковой лодки, берут эпоксидную, так как она лучше «прилипает» к старому корпусу, адгезия у нее выше. Время на застывание у нее 2-3 часа, что позволяет произвести все ремонтные работы.
При изготовлении пластиковых лодок используют полиэфирную смолу, она очень быстро застывает практически за 15 минут становится похожей на стекло.
Для того чтобы смола была достаточно вязкой с ней надо работать при температуре не ниже 20 градусов.
Если смола густая, её можно немного подогреть.
Разводят эпоксидную смолу в соотношении 10:1, где 1 часть отвердителя.
О производителе
Открытое акционерное общество со звучным наименованием «Ленинградский Судостроительный представляет собой сегодня холдинг, работающий не только в судостроении, но и других направлениях:
- машиностроение находится под эгидой дочернего предприятия
- область производства суден разделена между тремя фирмами: пластиковыми изделиями занимается ЗАО «Пелла–Фиорд», а другими — ООО «Интро» и «Pella Sietas Gmbh»
- покраску и отделочные работы выполняет ООО «Рекорд–Строй»
- за энергетику и электромонтаж ответственность несут ООО «Промэнерго» и ООО «НЭМО».
Такое разнообразие направлений, опубликованных на сайте ОАО «Пелла», может сбить с толку человека, решившегося купить пластиковую модель. На официальной страничке холдинга есть вся необходимая информация: телефон, адреса площадок, новые карты Судостроительного Завода и т. д. Здесь же находятся каталоги выставленных на продажу гребных моторок.
В данный момент по рассматриваемой серии можно увидеть аналоги «1», «2» и «Фиорд» с небольшими конструктивными изменениями под названием «2,5», «3,5», а наименование последней осталось таким же, как у ее прототипа. Довольно серьезная и крепкая репутация судоверфи. Верфь все проекты выполняет без задержек и точно в срок. Сотрудничество с иностранными компаниями ведется давно и лишь наращивает темпы.
Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (фото)
В лучах яркого мартовского солнца новенький буксир сверкает свежей краской. Нева, уже освободившаяся ото льда, готовится принять на свою водную гладь очередной результат труда отечественных корабелов.
В воздухе пахнет весной и влагой, а мы с Вами находимся в городе Отрадное (Ленинградская область), где расположен Ленинградский судостроительный завод»Пелла» — один из лидеров российского судостроения.
+ 35 фото! (кликабельно)
Знакомство с заводом начнём с чистого листа!
1. Листовой металл попадает в корпусообрабатывающее производство:
2. В результате фигурной резки плазмой по металлу получаются детали самых разных форм и размеров:
3. На соседнем сборочно-сварочном участке кипит работа:
4. Тут из отдельных деталей сваривают секции корпусов:
5. Сборка носовой секции судна комплексного портового обслуживания (заводской № 304):
6. Трапы, якоря и другая фурнитура:
7. Это цистерна:
8. А это секция надстройки многоцелевого буксира-спасателя проекта ПС-45:
В настоящий момент на новой производственной площадке «Пеллы» начато строительство серии таких буксиров по заказу ВМФ России.
9. 10. 11. Станочный парк предприятия отличается разнообразием:
12. Продукция трубообрабатывающего участка:
13. Шаблоны, используемые при изготовлении труб различной кривизны:
14. В одном из пролётов идёт сборка служебно-разъездных катеров «Баклан»:
15. Катера проекта, А 149-1 имеют алюминиевый корпус и выпускаются серийно, на фото катера с заводскими №№ А006 и А007. На переднем плане можно видеть детали судовозных тележек для нового судостроительного комплекса:
Теперь вернёмся из цехов на берег Невы.
16. Лоцманский катер проекта ПП20 готовится к передаче заказчику.
Обратите внимание — вдали виден смог, висящий над Санкт-Петербургом:
17. На стапеле возвышается рыбопромысловое судно проекта PL-475 (заложено 23.05.12.)
18. Идёт монтаж винто-рулевого комплекса:
19. После завершения работ в подводной части корпуса судно спустят на воду:
20. Рядом начата сборка 4-го судна комплексного портового обслуживания проекта 03180:
21. 22. Морской буксир МБ-135 проекта ПЕ-65 скучает в ожидании спуска на воду:
23. У достроечной стенки 3-е судно комплексного портового обслуживания проекта 03180.
Судно спущено на воду 11 января этого года и предназначено для Черноморского флота:
24. С высоты надстройки ВТН-73 открывается хороший вид на Неву и стоящие у достроечной набережной буксиры. Кажется, я нашёл стратегические запасы покрышек:
25. В крытом эллинге идёт серийная сборка буксиров проектов RAscal 2000, 90600 и 16609:
26. Пара «малышек» RAscal 2000 и МБ-134 проекта ПЕ-65, спущенный на воду 6 марта:
Тем временем началась торжественная церемония спуска буксира на воду.
27. Пришли девчонки, стоят в сторонке:
28. Отец Андрей проводит обряд освящения:
29. Выступает крёстная мама судна Ирина:
30. Разбита традиционная бутылка шампанского, и в небо взмывают воздушные шары:
31. 32. Под звуки «Прощания Славянки» судно начинает неспешное движение к воде:
33. Ещё немного, и винты коснутся воды:
34. Выталкивая тонкие льдинки, корпус буксира медленно погружается в воду:
35. Через несколько месяцев этот красавец пополнит ряды Северного флота!
Спасибо пресс-службе ЛСЗ «Пелла» за увлекательную экскурсию!
Фото автора.
Таблица характеристик
В таблице есть все необходимые параметры советских пластиковых мотоботов. Можно определить основные различия между модификациями, увидеть сколько весит та или иная, габариты, особенности.
1971 г. | 1978 г. | «Фиорд» | |
Длина наибольшая, м | 4,1 | 4,1 | 4,3 |
Ширина наибольшая, м | 1,46 | 1,46 | 1,39 |
Высота борта на миделе, м | 0,5 | 0,5 | 0,49 |
Масса, кг | 89 | 100 | |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 130±10 | 98 | |
Пассажировместимость, чел. | 4 | 4 | 4 |
Грузоподъемность, кг | 300 | 300 | 300 |
Высота транца, м | 0,38 | ||
Материал | стеклопластик | стеклопластик | стеклопластик |
Современные версии построены по прототипам, указанным выше, но с небольшими переменами.
Наименование параметра | Пелла Фиорд | Пелла Фиорд 3,5 | Пелла Фиорд 2,5 |
Длина габаритная, м | 4,36 | 3,55 | 2,52 |
Ширина габаритная, м | 1,46 | 1,31 | 1,23 |
Высота борта на миделе, м | 0,49 | 0,45 | 0,46 |
Полезная грузоподъемность, кг | 350 | 260 | 200 |
Пассажировместимость, человек | 4 | 3 | 2 |
Допустимая мощность подвесного мотора, КВТ ( л. с ) | 3,65 ( 5 ) | 2,21 ( 3 ) | 1, 47 ( 2 ) |
Масса кг. | 98 | 70 | 40 |
Количество подуключин | 4 | 2 | 2 |
Материал корпуса | стекло пластик | стекло пластик | стекло пластик |
Конструкция корпуса | одно корп. | одно корп. | одно корп. |
Внешний вид и особенности конструкции
«1»
Материал, из которого изготовлен мотобот — стеклопластик, связующим его являются полиэфирная смола. Для армирования конструкторы использовали стеклосетку СЭ–0–1 в первом и шестом слоях. Середина заполнена стеклотканью ТР–0,56–ГВС–9. Остов отформован целиком, нет слабых мест в виде швов. Силовой набор отсутствует. Обводы скопированы со старых добрых деревянных мотоботов. Ватерлинии сходятся в корме под острым углом. Батоксы довольно высоко поднимаются к подмоторной части. Это конструктивное решение помогает моторке двигаться вперед быстрее при гребле.
Палуба полностью открыта. Две банки изготовлены из того же материала, что и вся конструкция и прикручены болтами . 2 деревянные перекладины служат сиденьями и лежат на бортовых углах с обеих сторон. Высота борта над водой вызывала жалобы владельцев, так как при воздействии ветра катер просто сносило с направления. Для ходьбы на веслах предусмотрена одна пара уключин. Решетчатые пайолы застилали внутреннюю поверхность днища. Транец абсолютно обычный: маломощный ПМ крепится на подмоторную доску.
Видео лодки Пелла Фиорд:
«2»
При создании следующей модели конструкторы постарались усовершенствовать ходовые качества под мотором, но сохранить при этом гребные достоинства, и удовлетворительные технические характеристики.
Что изменилось в этот раз?
- Внешний вид получился гораздо представительней, обшивка стала ровной и блестящей. Зеленый цвет сменился на бело–голубой. А внутренняя покраска была выполнена особым способом, маскирующим шероховатость стеклоткани
- Надводная высота боковых сторон уменьшилась от 50 до 30 мм в разных частях корпуса. Банки теперь располагались ниже прежнего уровня. Это значительно повысило остойчивость в процессе поездок
- Верхняя бортовая кромка сверху закрывается прочным ПВХ профилем, защищающим края от случайных ударов или трений. Эта деталь отлично выдержала проверку временем и доказала правильность решения разработчиков
- Емкости непотопляемости прикреплены более надежно. Вместо непосредственного крепежа при помощи болтов банки прикручиваются к металлическим уголкам, которые, в свою очередь, привинчиваются к бортам. В середине каждой находится пенопластовый запас плавучести
- Ширина корпуса на миделе на уровне ватерлинии увеличилась на 25 см, на транце — 10 см
- Водоизмещающие обводы приобрели полные ватерлинии, что придало большую мореходность боту
- Киль широкий, параллельно ему идут гофры–высадки
«Фиорд»
Эта вариация построена в том же стиле и по тому же принципу, что ее предшественницы. Но сотрудники завода всегда прислушивались к отзывам и рекомендациям покупателей, поэтому к выпуску этого экземпляра постарались исключить все возможные недоработки. Корпус стал длиннее, сузился, обводы заострились еще больше, а их очертания приобрели сходство с яхтенными. Форштевень идет вниз от носа по прямой линии. Дно имеет плавный подъем по мере приближения к полной задней части. Линия борта слегка «выровнялась», так как раньше присутствовал факт заливания водой из-за некой седловатости. Для этого инженеры снизили боковые стороны в районе палубы и немного на миделе.
Вес судна уменьшился и проблемы с осадкой, присутствующие в прошлом, оказались устранены. Уключин стало больше в два раза, что значительно упростило весельный процесс. Бортовой уступ сплошной линией идет по всей длине остова. На днище старый–добрый киль, расположенный от форштевня до транца, укоротился, трансформировался в плавник от четвертого шп. и доходит до транца. Такое конструктивное решение улучшило гидродинамику при работе ПМ — исчез увеличенный сверх меры дифферент на кормовую область.
На палубе есть открытый люк, при желании он используется, как вместилище для выловленной рыбы или отсек для вещей. Если приспособить туда крышку, не нужно будет бояться дождя и сырости. Две деревянных перекладины служат сиденьем для 4 пассажиров. Слани заменены на монолитный пайол. Фланец потерял удобный ПВХ профиль, выполняющий защитную функцию для тех, кто сидит внутри.
Стеклоткань
Если вы будете делать ремонт пластиковой лодки своими руками, то столкнетесь с разнообразием стеклоткани на рынке.
Стеклоткань выпускается различной толщины, для ремонта подойдут конструкционные ткани, например стеклосатин, стеклосетка. Ещё есть стекломаты. Стекломат – это нетканый материал из рубленого стекловолокна.
Стекломат целесообразно использовать для реставрации больших пробоин или усиления корпуса лодки. Для латания пробоин или обновления корпуса надо будет взять стекломаты. Простая стеклоткань используется для более мелкого ремонта и для усиления.
Обязательное условие – чистота ткани, если попадает влага, пыль или грязь, то на лодке будут пузыри.
Для того чтобы стеклоткань не разлезлась раньше времени, она обработана парафином, от которого необходимо избавиться. Есть ткани и без парафина, лучше использовать их.
Чтобы убрать парафин стеклоткань нагревают феном.
Если надо очистить от парафина большое количество ткани, например, для укрепления всего корпуса, то её лучше вываривать. Выварить можно так: налить в ведро воды, добавить кальцинированной соды, положить стеклоткань и опустить кипятильник. Это можно сделать и на кухне. Прокипятить ткань 20-25 минут, дать остыть. Парафин всплывет наверх и затвердеет. Ткань вытащить и просушить.
Схема
Обитаемость
Учитывая непритязательность целей создания данного бота, отсутствие системы хранения багажа, мест для ночлега и панели управления со всяческими «примочками» вполне целесообразно и не вызывает удивления. Обитаемость всех трех вариаций приблизительно одинакова. Палуба открыта, пассажиры размещаются по двое на передней и задней перекладинах из древесины. Корма вмещает в себя банку с запасом непотопляемости (он же есть в носу) и транец. Пользователи жаловались на отсутствие швартовных уток. Первые две модификации осложнили путешествия своим обладателям громоздкими, тяжелыми и неудобными решетчатыми пайолами. Под ними непременно скапливалась вода, вычерпывать ее несподручно.
Последняя представительница серии усовершенствована второй парой уключин. Вес корпуса облегчила замена тяжелого деревянного настила на стеклопластиковый. Банка в носу исчезла, вместо нее отлита платформа с углублением, а запас непотопляемости разработчики спрятали под ней. При случае оно может служить упором для ног либо вместилищем улова или клади. Добавлен шпигат для того, чтоб избавляться от накопившейся воды.
Непотопляемость
Принцип расположения блоков непотопляемости у серии одинаков: по одной банке из стекловолокна спереди и сзади. Каждая заполнена пенопластом, запаянным в полиэтилен. Способ их крепления постепенно эволюционировал от простого привинчивания болтами к бортам до крепления посредством металлических уголков. В процессе эксплуатации пользователи выявили неприятный момент: болты за непродолжительное время ржавели и выпадали.
По результатам проведенных испытаний вариации 1971 и 1978 гг. выдерживают перемещения двух взрослых пассажиров с места на место без зачерпывания воды, в том числе и то, что один из них вычерпывает накопившуюся жидкость, сев на планширь. Полностью затопленная последняя версия не тонет, остается на плаву, может удерживать пассажиров. Но вот незадача! Держаться при этом не за что. Нет ни углублений в бортах, ни выступов, ни ручек.
Остойчивость заслуживает, чтобы о ней было написано отдельно, так как именно она является залогом безопасности и непотопляемости судна. Ее уровень низок у экземпляров «1» и «2». Отмечено множество случаев переворотов корпуса из–за его недостаточной полноты на уровне ватерлинии. Причем, остойчивость в статике настолько же плоха, как и при преодолении волны. Она стала более мореходна и остойчива.
Ремонт
При получении более серьезных повреждений: глубоких царапин, рваных трещин, пробоин пластиковые лодки ремонтируются с использованием стеклоткани, смолы, отвердителя и пластификатора (дибутилфталата).
Лохматые края трещины не надо обрезать, выступающие волокна будут способствовать лучшему сцеплению смолы и корпуса.
Перед ремонтом корпус лодки надо просушить. Хотя и говорят, что пластик не впитывает воду, но это не так.
Так как основным условием для качественного ремонта при работе со смолой является полное отсутствие пыли и мусора, то ремонтные работы лучше проводить в помещении.
Для хорошего затвердения смолы важен температурный режим, оптимальная температура для такой работы 18-20 градусов. Если нет ветра и дождя, то можно ремонтировать на открытом воздухе. Все работы проводить в перчатках.
Чтобы не было подтеков, поверхность, на которую будете клеить стеклоткань, должна быть расположена горизонтально.
Процесс наклеивания стеклоткани будет следующий:
- Очистить корпус шкуркой до неповрежденного слоя стеклопластика, расчищенные края не надо ровнять, лохматые куски обеспечат более тщательное сцепление.
- Добавить в эпоксидную смолу отвердитель.
- Намазать полученной смесью поверхность, которую необходимо обклеить, мазать кистью, смолы не жалеть.
- Приложить сухую стеклоткань и разгладить её, чтобы не было пузырей и заломов.
- Убрать шпателем сверху ткани излишки смолы, очень важно не допускать подтеков.
- Через 3 часа намазать еще один слой, чтобы поверхность была идеально гладкой.
- После полного высыхания зашкурить.
Сверху замазать шпаклевкой для пластика с обязательным обезжириванием всех поверхностей для лучшего сцепления.
Если всё-таки в процессе работы со стеклотканью образовались пузыри воздуха, то их надо разрезать и вновь приклеивать.
Ходовые качества
Главное преимущество катера — его гребные качества. Данным способом он достигает неплохой скорости — 5,9 км/ч. Разгон быстрый. Лучшее расположение гребца для этих целей — на 2–м сиденье от форпика. Движение достаточно инерционно, что очень помогает преодолевать препятствия в поездке.
Маневренность и устойчивость на курсе хороши. Модель «2» по причине увеличенной массы идет тяжелее, чем «1». И есть проблема с веслами: они не подходят по длине, материалу, расположению подуключин. Вдобавок ко всему, последние имеют тенденцию очень сильно расшатываться и быстро выходить из строя.
Модель 1986 г. в результате полученных новых обводов идет при гребле легче предшественниц. Но «деревянные обрубки», неласково прозванные обладателями моторки, так и остались ни к чему не пригодными. Здесь гребец сидит посредине и может отрегулировать центровку при помощи двух пар подуключин. Скорость этого мотобота достигла уже 7,6 км/ч. При полной загрузке она падает до 6. Трое вариаций разработаны для прибрежных акваторий водохранилищ либо озер при допустимом волнении не больше 50 см.
Под мотором
Изначальные выпуски характеризовались крайне низкими ходовыми качествами при поездках с мотором. Не слишком удачные очертания корпуса привели к плохой мореходности. Наблюдался явный диссонанс между потенциалом в плане грузоподъемности и допустимой мощности двигателя.
Специалисты в один голос сходятся во мнении, что здесь вполне уместен 8–сильный агрегат. При различной загрузке именно этот ПМ дает скорость от 9,16 до 11,2 км/ч. Расчет безопасной мощности двигателя доказал, что потолок для данного плавсредства — от 7,5 до 8 л. с. Транец рассчитан под ПМ с ногой стандартной длины 38 см. Он навешивается на лист металла.
Проектанты в третьей модификации постарались максимально усовершенствовать моторные качества, изменив гидродинамику и технические характеристики. Но в момент, решающий какой мотор можно поставить, максимум лодки конструкторы определили всего 2 л. с. Специалисты считают эту мощность недостаточной, поскольку сама конструкция моторки предусматривает гораздо большие возможности. Капитаны, использующие 8 сил, отзываются крайне хорошо о поездках.
Тюнинг
Помимо обычного ремонта судна с этим плавсредством возможен крайне ограниченный перечень доработок и тюнинга. Перестройка «Пеллы Фиорд» своими руками или ее прототипов в советское время заключалась в двух проектах:
- установка парусов
- переоборудование судна в мини–яхту.
Парусная конструкция оснащается мачтой, полотнищем. Со второй идеей сложнее: необходимо закрыть палубу, построить рубку, оборудовать парусной конструкцией, нарастить боковые стороны. Краска для лодки , шпатлевка и грунтовка не требуются. Можно доверить изготовление и ремонт лодки предприятию, которое их производит.
Гелькоут
В настоящее время доступны многие материалы, которые были малоизвестны. Например, гелькоут – жидкая субстанция, которая наносится поверх стеклоткани со смолой, тончайшим слоем из пульверизатора. После высыхания такой слой гелькоута придаст глянцевый блеск и создаст дополнительную защиту пластику от механических воздействий и агрессивной водной среды.
Гелькоутом заделывают и небольшие трещины. Время его высыхания 20 минут, поэтому разводить его необходимо небольшими порциями. Как только гелькоут изменил вязкость и в нем появились сгустки, работать с ним уже нельзя.
Отзывы
Отзывы о пластиковой лодке различны, в зависимости от того, как она использовалась. Несомненным ее достоинством является поведение при гребле. Самая распространенная фраза на большинстве форумов:»Она просто летает на веслах». С остойчивостью дело похуже. В этом плане лодки ругают часто и регулярно. Особенно первую модификацию, так как она умудрялась переворачиваться уже при забрасывании спиннинга. А под мотором отвратительно справлялась с волнением и кренилась самым неудобным для водителя образом.
Для человека, увлекающегося рыбалкой, в том числе прогулками по маловодным озерам, рекам, ценящего свое время и силы, эта серия отлично подойдет. Все ее экземпляры не нужно красить, клепать, бесконечно тюнинговать. Все очень легко — привез к воде, сел и поплыл. Маломощный ПМ не «ест» много горючего. А выход на веслах — просто «сказка». Создатели проекта точно угадали, что хочет народ. В результате суда до сих дней пользуются немалым спросом и изготавливаются в достаточно большом количестве.
Article Rating
лодкаЛодка Пелла Фиорд 2.5Лодка Пелла Фиорд 3.5технические характеристики
Шпаклевка
Обычно серьезные трещины в корпусе возникают после значительного столкновения лодки. Простые, мелкие трещинки, это, скорее всего, повреждение декоративного слоя.
Повреждение декоративного слоя, мелкие царапины и трещины будет достаточно зашпаклевать.
Более качественно это получится сделать специальными шпаклевками, в состав которых входит стекловолокно. Отличительной чертой таких шпаклевок является повышенная эластичность, позволяющая наносить их аккуратно. Приведу несколько примеров таких шпаклевок:
- BodiFiber.
- NovolFiber.
- International.
Любой вид шпаклевки наносится на хорошо подготовленную поверхность, которую необходимо тщательно зашкурить и обезжирить.
Наносят шпаклевку тонким слоем, столько раз, сколько понадобится для достижения желаемого результата. Каждый слой должен подсохнуть, его зашкуривают, и только затем наносится следующий слой. После шпаклевку покрывают грунтовкой и красят.
Также можно воспользоваться однокомпонентной нитрошпаклевкой типа НЦ -008. Она предназначена для дерева и металла, а также для выравнивания вмятин по эмали, для небольших трещин по наружному слою вполне подойдет.