Катамаран — это такое плавательное средство, которое представлено в виде двух надувных баллонов и рамы. Последняя, для рыболовных целей чаще всего надувная. Основным достоинством такой конструкции считается легкость и удобство его транспортировки.
При желании, вы сможете без чьей либо помощи перенести агрегат в другое место, к примеру, к рядом находящемуся пруду. В спущенном виде — это небольшой мешочек, который займет минимум места в вашем багажнике.
Основной отличительной чертой катамаранов под мотор считается их весьма жесткая основа. Зачастую каркасы для таких устройств создаются из алюминиевых сплавов, что позволяет достичь легкости всей конструкции.
Практика показывает, что большинство надувных моделей по своим весовым параметрам не превышают двадцати килограмм. Тогда как их грузоподъемность варьируется в пределах трехсот килограмм
Виды катамаранов для рыбалки под мотор
Плавательные средства, которые выполняются под мотор, отличаются удобством и комфортом в процессе путешествия по озерам, рекам и другим водоемам. Такие плавательные средства имеют монобаллоны.
Зачастую в их конструкции предусмотрена палуба, обладающая большой жесткостью и достаточной высотой во избежание попадания в нее воды. Это идеальный вариант для удачной рыбалки. Поскольку на такой лодке одновременно может поместиться до десяти человек.
Такие конструкции обладают особой возможностью без труда преодолевать внушительные расстояния. Причем их транспортировка тоже не доставит проблем. Для любого рыбака такое плавательное средство — прекрасная возможность достигать новых вершин в своем любимом увлечении, охоте за трофеем водных просторов.
Описание моделей с гибким рундуком
Такие надувные конструкции на сегодняшний день считаются одними из наиболее популярных. Они обладают гиком средней толщины, по большей мере производятся из поливинилхлорида. Их воздушный клапан расположен в районе стрингера.
Если вести речь о средней плотности используемого базового материала, то она равна 800 гр./м2. Основным достоинством такого рода устройства считается возможность монтажа крупных по объему баллонов. Крепежный механизм предусмотрен крестового типа. Их приблизительная стоимость — около 60 000 руб.
Описание катамаранов с жестким рундуком
Если вы предпочитаете рыбачить на небольших глубинах, то лучше всего отдать предпочтение агрегату с жестким рундуком. Но обратите внимание, что сегодня такие единицы чаще всего рассчитаны только на два пассажира. Они имеют две опоры, крепление которых происходит под подшивкой.
Изготовлены из поливинилхлоридных составов. Фиксация баллонов происходит по обеим сторонам от стрингера. Иногда можно повстречать плавсредства с баллерами. Нахождение баллонов — исключительно над поверхностью гика. Плотность используемого материала несколько меньше предыдущего варианта — уже 700 гр./м2. В качестве латок предусмотрена резина. Стоимость такого удовольствия — около 50 000 руб.
Особенности моделей на два бимса
Спрос такого рода механизмов растет не по дням, а по часам. Но в данном случае, как и в предыдущем, в вашем расположении только два пассажирских места. По грузоподъемности они не более трехсот килограмм. А длина всего агрегата составляет не больше трех с половиной метров.
По большей части встречаются модели с толщиной стрингеров не более 1,3 мм. Латки расположены исключительно на поверхности самих баллонов. В конкретно этом случае стоит обратить внимание на большую защищенность носовой части. Крепеж выполняется исключительно через крестовины. Приобрести плавсредство вы сможете буквально за 55 000 руб.
Катамараны с тремя бимсами
Такие агрегаты уже предполагают размещение четырех пассажиров. Они способны выдерживать вес около пятисот килограмм. Рундуки в данном случае не отличаются особой жесткостью. Хотя можно найти модели с двумя опорами. По большей части это агрегаты с двумя баллонами. Обратите внимание, что по ширине катамаран для рыбалки не более 1,3 м.
Месторасположения воздушных клапанов около стрингера. Временные рамки заполнения модели воздухом колеблются в районе десяти минут. Прошивка представлена в виде материалов, отличающихся особой плотностью. Купить такой агрегат можно за 45 000 руб.
Модели с низкой опорой
Такие катамараны предполагают установку двигателей небольшой мощности. В своем расположении они могут иметь как два, так и три баллона. Более того, среди этих устройств можно найти агрегаты со стрингерами, фиксирующимися на поливинилхлоридных накладках. Они могут выдерживать вес не больше трехсот килограмм. Баллоны применяются чаще всего среднего диаметра.
Имеются также плавсредства с баллерами. Гик чаще всего резиновый. Купить такое транспортное средство можно и за 55 000 руб.
Описание моделей с высокой опорой
Такие катамараны предназначены для монтажа высокомощностных моторов. Длина отдельных плавательных средств может достигать 4 м. Баллоны также в этом случае предусмотрены большого диаметра. Рундуки отличаются средними показателями по жесткости.
Агрегаты могут иметь два или три пассажирских места. Опоры имеют дополнительную растяжку. Стрингеры берут толщиной не более 1,4 мм. Баллоны выполнены из поливинилхлоридного состава 800 гр./м2. Каркасы используются исключительно дюралевые. Купить такой агрегат можно за 60 000 руб.
Виды катамаранов
Виды катамаранов различаются по техническому решению частей судна:
- устройства палуб;
- установки поперечных балок для жесткости перекрытия (бимсов);
- опор разной высоты.
С гибким и жестким рундуком
Описание катамаранов содержит информацию о материалах для устройства палубы. Рундук катамарана может быть гибким и жестким. Модели с гибким рундуком легче укладывать при сборке и транспортировке, а жесткие конструкции надежнее и удобнее в использовании, но занимают много места при перевозке.
Натяжная палуба изготавливается из ткани ПВХ, обшитой по периметру стропами с петлями для крепления на раме. Гик этих катамаранов средней толщины, клапан для воздуха — возле стрингера, крепежи крестообразного типа. В гибких видах используется материал из поливинилхлорида (ПВХ) с высокой плотностью — 800 г/кв.м. На этих моделях можно устанавливать крупные баллоны.
Жесткие конструкции рундука изготавливаются из досок, фанеры и других плотных, но легких материалов. Под моделью крепятся две опоры, баллоны располагаются с разных сторон стрингера, плотность используемых материалов ПВХ — 700 г/кв.м. Опоры крепятся над прошивкой, воздушные клапаны — над гиком. Есть варианты с баллерами, баллоны в которых установлены над гиком. На суднах с жестким рундуком рыбачат на мелководье.
Модели на два и три бимса
Катамаранные модели для рыбной ловли имеют два или три бимса, служащих для укрепления конструкции. Чем выше защищенность рамы, тем больше пассажировместимость и другие технические характеристики.
Модели на два бимса — для двух пассажиров. Опоры установлены на небольшой высоте. Грузоподъемность — до 300 кг, длина судна — до 3,4 м, диаметр стрингера — 1,3 мм, на баллонах — резиновые латки, крепление — в виде крестовин. Могут оснащаться гибкими рундуками. Эти конструкции пользуются у рыбаков спросом.
Катамараны на три бимса — четырехместные. Грузоподъемность — до 500 кг, воздушные клапаны — возле стрингера. Рундуки — жесткие, иногда гик резиновый. Популярны варианты судна с двумя опорами. Эти плавательные средства изготовлены из материалов с высокой плотностью.
С низкой и высокой опорой
Опоры разной высоты влияют на установку моторов разной мощности. Небольшие модели имеют низкие технические параметры, судна больших габаритов с мощными моторами — более высокие качественные характеристики.
Модели с низкими опорами предназначены для установки маломощных моторов. Их грузоподъемность — 300 кг, воздушные баллоны имеют небольшой диаметр. Возможно применение резиновых гиков и баллеров. Стрингеры крепятся на ПВХ-накладках.
Для использования мощных моторов выпускаются катамараны с высокими опорами. В этих моделях предусмотрен жесткий каркас из алюминия, баллоны большого диаметра (плотность — 800 г/кв.м), стрингеры толщиной 1,4 мм. Опоры дополнительно фиксируются растяжками. Длина такого катамарана достигает 4 метров.
Модели катамаранов под мотор
На сегодняшний день разливают большое количество различных модификаций рыболовных катамаранов из поливинилхлоридных составов. Но для выбора конкретного варианта плавательного средства лучше всего произвести осмотр конкретных моделей.
Причем стоит обратить внимание, что их можно создать собственноручно. Такие агрегаты характеризуются наличием жесткой основы. Их каркасы предпочтительно алюминиевые. Это позволяет сделать лодку максимально легкой, в среднем около двадцати килограмм. Но это не влияет на грузоподъемность агрегата, что находится на уровне трехсот килограмм.
Катамараны «Таймир»
Такого рода плавательное средство сегодня весьма популярно. Оно может выдерживать до 450 кг груза. Применяются гики с накладками. Латки предусматриваются исключительно на поверхности баллонов. По длине конструкция не превышает 3,5 м. Растяжка в конктетно этом случае монтируется по сторонам. Прошивка отличается особой плотностью и качеством. Плюс ко всему в набор дополнительно прилагаются весла.
Еще стоит обратить внимание на крепеж конструкции, который выполняется через крестовины. Плотность материала находится в районе 780 гр./м2. Приобрести такой агрегат вы сможете практически за 55 000 руб.
Модели «Ротан»
Надувные катамараны «Ротан» относятся к классу профессиональных. Они обладают высокими параметрами устойчивости и могут набрать существенную скорость. В момент глиссирования исключается возможность прикасания поверхности дна транспортного средства о воду.
Поскольку движение происходит исключительно на скегах. В виду того, что площадь соприкосновения с поверхностью водоема очень мала, лодка спокойно может набирать высокую скорость.
Если говорить об основном отличии такого рода катамаранов, то это в первую очередь плавность хода по волнам. А высота борта и образующаяся подушка под поверхностью дна, позволяют утверждать о безопасности, мягкости движения и комфорте моделей .
Описание катамаранов «Дельта 300»
Такое плавательное средство мало отличается от моделей «Дельта» других модификаций. Основной положительной стороной этого агрегата считается весьма высокая грузоподъемность, приблизительно пятьсот килограмм и следовательно, возможность разместить уже четыре пассажира. В качестве защитного механизма для носовой части конструкции используются гики.
Плотность поливинилхлоридного состава около 700 гр./м2. Приобрести модель вы сможете практически за 45 000 руб, что весьма хорошо в этом случае.
Особенности моделей «Дельта 350»
Это плавательное средство изготавливается исключительно из многослойного армированного поливинилхлоридного состава, отличающегося высокой степенью прочности (850 гр./м2) и эластичности. Данный материал весьма устойчив к воздействию агрессивной внешней среды, ультрафиолетовому излучению, солнечным лучам и прочим природным факторам.
Чтобы обезопасить пассажиров в случае повреждения плавательного средства в лодке предусмотрена на баллоне два отсека, герметически отделенных между собой.
Катамараны «Дельта 380»
Если сравнивать такое плавательное средство с обычной надувной лодкой, то оно отличается большей устойчивостью и непотопляемостью. Особенно если речь идет о рыбалке на каменистых и порожистых речных водоемах. Даже при больших волнах катамаран способен развивать большую скорость, показывая себя устойчиво и равномерно.
В качестве упаковки используется весьма удобный рюкзак. Такая мобильность позволяет передвигаться с еще не разобранной конструкцией к необходимому месту рыбалки, и уже там приступать к сборке всей лодки. Масса такого катамарана 19,4 кг. Стоимость такой конструкции около 40 000 руб.
Модели «Бастер»
Такие поливинилхлоридные плавательные средства у рыбаков пользуются особой популярностью. Причем они предполагают наличие четырех пассажирских мест. Здесь отсутствует гик. Латки делают резиновые. Растяжка находится прямо на поверхности баллонов.
По своей длине агрегаты могут достигать 4,3 метра. Стрингер предусмотрен средней толщины. Баллоны выполнены из поливинилхлоридного состава плотностью 780 гр./м2. Здесь имеется два воздушных клапана. Приобрести такой экземпляр можно за 57 000 руб.
Надувные катамараны для рыбалки с мотором
Различают различные типы надувных плавательных средств. Наиболее популярными считаются туристические, которые можно использовать в процессе сплавов и на рыбалке. По большей части они обладают натяжной палубой. Хотя можно найти варианты вообще с ее отсутствием.
В качестве основного материала изготовления чаще всего используется поливинилхлорид, отличающийся высокой степенью жесткости и надежности. Плюс ко всему, именно этот состав ПВХ позволит использовать в конструкции плавательного средства баллоны высокого давления.
Поэтому лодка легкая, но одновременно прочная. Благодаря этим самым баллонам значительно упрощается жизнь рыбака: сушка и транспортировка катамарана не доставляет теперь хлопот. Более того, речные просторы теперь никому не помеха. Агрегат очень устойчив и прекрасно себя показал в процессе движения по волнах.
Модели под мотор хороши в том случае, когда вы желаете производить длинные путешествия со своими друзьями или же приятелями по рыбалке. Ведь в некоторых плавсредствах может поместиться десять человек.
Особенности катамаранов для рыбалки под мотор
- Повышенный комфорт. Благодаря палубе, которая возвышается над водой, на борту можно разместиться с удобством. В зависимости от модели и грузоподъемности лодки она может принять на борт от 2 до 10 или даже 12 человек. Поэтому катамаран под мотор – хороший выбор для тех, кто любит рыбачить с друзьями. Управление за счет наличия двигателя тоже облегчается.
- Высокая грузоподъемность. При небольшом собственном весе судно рассчитано на груз от 300 кг и больше. Это позволяет взять с собой все, что может пригодиться на рыбалке, даже если вы планируете провести на воде целый день.
- Скорость. Моторные лодки быстро проходят любые акватории: реки, озера, водохранилища, они позволяют выйти даже в море. Благодаря двигателю вы преодолеете большое расстояние за короткое время, а это позволяет более свободно выбирать места для рыбалки.
- Простая транспортировка. Конечно, моторный катамаран не упакуешь в рюкзак и не доставишь к водоему в багажнике, но благодаря небольшому весу его все равно несложно перевозить. Жесткая палуба хорошо крепится на крыше авто.
С одной стороны, мотор расширяет возможности рыбака: можно выбирать отдаленные места для рыбной ловли, быстро преодолевать большие расстояния. Но с другой стороны, моторное судно накладывает ограничения: нельзя пройти по мелководью или участкам, сильно поросшим водорослями и камышом.
Одно из преимуществ катамаранов – большой выбор моделей, подходящих для рыбалки. Но разнообразие усложняет выбор. Поэтому давайте рассмотрим, какие характеристики нужно оценить в первую очередь, как подобрать лодку, исходя из особенностей водоема и количества людей, которые она должна принять на борт.
Как построить катамаран с мотором своими руками?
Создать собственноручно плавательное средство в принципе можно, но это весьма сложный и трудоемкий процесс. Для начала вам необходимо хорошо продумать эскиз самоделки. В первую очередь создается каркас, который большинство рыбаков советуют производить с Дюран. Потом происходит монтаж воздушных баллонов. Их рекомендованная длина должна равняться не больше 3,8 м.
Поливинилхлоридный состав рекомендуется выбирать с большой плотностью. Чем больше, тем лучше. За баллонами монтируется баллер с обязательным использованием натяжек. Обязательно предусмотрите спецклапан для надувания агрегата. На завершающем этапе ставят стрингер и досточки для сидения пассажиров.
Отзывы владельцев
Alpin Vn ообратил внимание, что на сегодняшний день тема надувных катамаранов с мотором не очень развита. Хотя и интернет-порталом ширятся различные варианты плавсредств, которые могут заинтересовать рыбака. В данном случае он обратил внимание на проекты канадцев и американцев. Хотя такие агрегаты именуют чаще «катарафтами»; Оценка:
Ezredec раскритиковал модели с мотором, указав их как запасной вариант. Тогда как по его мнению лучше всего отдать предпочтение катамарану с парусом; Оценка:
Denis Gl возразил предыдущему оратору. Он просто без ума от своего плавсредства с мотором. Поскольку именно эти модели прекрасно идут над водой; Оценка:
Рыжий тоже решил себе приобрести агрегат, и ни в коем случае не пожалел. Он отметил, что эта лодка будет лучше килевой, которая была у него ранее; Оценка:
Новичок тоже купил себе одну из моделей. Она его устраивает, практически. Осталось для полного счастья только немного доработать раму. А так, все нормально. Оценка:
Плавательные средства для рыбалки сегодня весьма популярны и в вопросе стоимости доступны для обычного потребителя. Конечно, есть модели элит-класса, которые купить не под силу обычному человеку. Но бюджетные лодки полностью оправдывают свое основное предназначение — доставку на место рыбалки и комфортный сам процесс ловли трофея.
Для каждого человека в данном вопросе возникают свои дополнительные требования, с которыми отдельные модели могут справится без труда. Будьте уверены, вы обязательно найдете вариант, полностью удовлетворяющий ваши запросы. На крайний случай, можно плавсредство создать собственноручно.
МОТОРНЫЕ КАТАМАРАНЫ
Тема моторных катамаранов настолько многогранна, что, приступая к данному материалу, я сразу ограничил круг рассматриваемых конструкций только теми, которые познал на личном опыте. Речь пойдет лишь о судах с жесткими корпусами, оставляя в стороне самый многочисленный, наверное, класс плавсредств на надувных поплавках. Основное внимание будет уделено разборным моделям компактного размера. Они удобны в транспортировке и пригодны для изготовления собственными силами.
Для большинства туристов-самодельщиков важно, чтобы собственная масса их плавсредства с мотором не превышала 200 кг. В этом случае по российским законам оно не требует регистрации, да и перевозить/хранить такую лодку намного легче. Вместе с тем, хочется даже в таком жестком весовом лимите добиться максимального комфорта, безопасности и мореходности. Эту возможность дают многокорпусные суда и, в частности, – катамараны.
КЛАССИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Пик интереса к катамаранам пришелся на 60-е годы прошлого века. Тогда они были модной новинкой, от которой ждали многих чудес, в том числе повышения скорости хода за счет уменьшения волнового сопротивления при имевшихся тогда маломощных двигателях. Талантливый инженер-кораблестроитель Василий Андреевич Гартвиг, конструктор пассажирского глиссера-катамарана ОСГА-25 «Экспресс», опередившего свое время примерно на 50 лет, рассказал тогда в журналах «Катера и яхты» (№ 1-1963) и «Наука и жизнь» (№ 10-1968) о проектах быстроходных многокорпусных плавучих дач, предназначенных для самостоятельной постройки. Похожая разработка, точнее, эскизы были опубликованы и в журнале «Техника-молодежи» (№ 7-1971). Общим недостатком этих конструкций было то, что для них не существовало тогда мощных подвесных моторов. Реализованный проект В.А. Гартвига (см. «КиЯ» № 43-1973) подтвердил, что комфортабельность и мореходность плавучей дачи-катамарана действительно на высоте, однако ее быстроходность оказалась значительно ниже предполагаемой. В итоге было сделано справедливое заключение: из-за большой трудоемкости сборки катамарана и более низких скоростных показателей, чем у однокорпусного судна, постройка таких конструкций оправдана только в случае, когда важна площадь палубы и, соответственно, комфортабельность.
Быстроходная плавучая дача-катамаран В.А. Гартвига («КиЯ»№ 1-1963). По проекту предполагалась установка двух подвесных моторов «Москва» по 10 л.с., однако для достижения расчетной скорости пришлось использовать два «Вихря» по 20 л.с. Рисунок катамарана Г. Липмана с очень красивой, но весьма тяжеловесной кабиной автомобильного типа, опубликованный в журнале «Техника-молодежи» («Т-М» № 7-1971). Обводы поплавков рассчитаны на глиссирование и даже имеют поперечные реданы, но моторов, способных это осуществить, тогда в СССР не существовало. Насколько известно, попыток реализовать этот проект не было
Не остался в стороне от модного увлечения судостроителей-любителей и журнал «Моделист-конструктор». В № 7 за 1969 год на цветной вкладке был опубликован великолепный рисунок одноместного глиссирующего катамарана (или «водного мопеда») конструкции Г. Степанова, выполненный известным дизайнером Эдуардом Молчановым. Видно, как конструкция перевозится на крыше легкового автомобиля, из чего следует, что ее масса не превышает 100 кг. Но самое интересное на том рисунке – двигатель. Это стационарный мотор с принудительным воздушным охлаждением, напоминающий японскую «Хонду».
«Водный мопед» на рисунке Э. Молчанова («М-К»№ 7-1969). Идея красивая, но стационарный двигатель воздушного охлаждения явно «не наш»
Конструкция «водного мопеда» Г. Степанова («М-К» № 8-1969). Глиссирующие поплавки с поперечными реданами имеют наборную конструкцию Современная самодельная конструкция легкого разборного катамарана с наборными поплавками, предполагающая использование маломощного ПЛМ (не более 5 л.с.). Обводы поплавков плавные, рассчитанные на водоизмещающий режим. Они разнесены на максимально возможное расстояние, что не только повышает остойчивость, но и уменьшает волновое сопротивление
Впрочем, в следующем номере журнала было приведено описание проекта «мопеда». Его поплавки имели традиционную наборную конструкцию из деревянных реек с фанерной обшивкой и никакой «Хонды» на нем, конечно, не было. Для глиссирующего варианта предлагались стационарный двигатель от мотороллера «Вятка» ВП-150 мощностью 5,5 л.с., а также подвесные моторы «Прибой» мощностью 5 л.с. или «Ветерок» мощностью 8 л.с. Сразу замечу, что из-за особенностей гидродинамики катамарана, уверенно глиссировать получилось бы только с «Ветерком».
Строят подобные легкие разборные катамараны с наборной конструкцией поплавков и фанерной обшивкой и в наше время. Для долговечности корпусов их обычно оклеивают стеклотканью.
СУДА ИЗ ПЕНЫ
В палубных катамаранах объем поплавков никак не используется. В случае наборной конструкции там содержится только воздух. Поэтому логичной представляется идея сделать поплавки монолитными, из легкого материала типа пенопласта, пенополистирола или вспененного полиэтилена. Наиболее доступен для самодельщиков пенопласт, но пенополистирол предпочтительнее, так как не впитывает влагу.
Один из первых примеров легкого пенопластового катамарана (пенополистирола в свободной продаже тогда не было) конструкции А. Копылова был опубликован также в журнале «Моделист-конструктор» (см. «М-К», № 9-1974). Поплавки набраны из пенопластовых пластин толщиной 50 мм, стянутых в пакет длинными стержнями-шпильками. Получившийся блок оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле. Катамаран был рассчитан на использование подвесного мотора мощностью до 5 л.с. Современный двухместный самодельный катамаран, поплавки которого собраны практически по такой же технологии (толщина пластин из строительного пенополистирола 50 мм), показан на фото, приведенном в данном обзоре. Масса каждого поплавка сечением 400×300 мм и длиной 3400 мм составляет всего 24 кг. Палуба из фанеры толщиной 16 мм крепится рым-болтами непосредственно к стяжным шпилькам поплавков. Скорость с мотором мощностью 3,6 л.с. и экипажем из двух человек составила 15 -18 км/ч. Автор называет это глиссированием, но применительно к плавсредству водоизмещением около 300 кг это не корректно (об особенностях глиссирования катамаранов я расскажу ниже, на примере собственной конструкции).
Легкий катамаран А. Копылова с поплавками, собранными из пенопластовых пластин («М-К»№ 9-1974) Самодельный катамаран с поплавками из плит строительного пенополистирола. Длина судна 3400 мм, ширина 1450 мм, расстояние между поплавками 650 мм
МОДУЛИ ПЛАВУЧЕСТИ
Лучше, конечно, чтобы поплавки катамарана были монолитными. Здесь главной трудностью будет найти подходящие заготовки, а технология резки пенопласта и пенополистирола освоена уже давно. Хотя в наше время изготавливать поплавки самостоятельно совсем не обязательно. В продаже имеются относительно недорогие так называемые модули плавучести (по сути, те же самые поплавки), предназначенные для плавающих причалов и других тихоходных плавсредств. Они изготавливаются, как правило, ротационным формованием из полиэтилена, реже выклеиваются из стеклопластика, и имеют узлы крепления друг к другу и к верхнему настилу. Внутри корпуса пустотелые, но могут быть и заполнены каким-либо вспененным материалом. Носовые, а иногда и кормовые модули имеют некоторое заострение, поэтому получившаяся с их использованием конструкция будет не совсем чужда законам гидродинамики.
На таких системах из модулей плавучести строят не только причалы, но и довольно большие палубные катера под подвесные моторы и даже вполне комфортабельные (при этом – недорогие) самоходные плавучие дачи. Например, небольшой палубный катер-катамаран «Кайран», собранный на четырех поплавках, отличается высокой грузоподъемностью (до 680 кг). Правда, и сам он весит 440 кг, что делает его перевозку и спуск на воду затруднительными.
Палубный катер-катамаран «Кайран» на четырех модулях плавучести. Длина 4000 мм, ширина 1800 мм, грузоподъемность 680 кг, собственная масса 440 кг, допустимая мощность мотора 10 л.с. Проект разборного палубного катера-катамарана конструкции Г. Дьяконова на модулях плавучести типа ПК-120 Транспортное положение катамарана на верхнем багажнике автомобиля
Я же поставил себе задачу уложиться в 200 кг собственной массы катера. Это возможно, если использовать модули плавучести меньшего типоразмера. Поплавки собраны из трех полиэтиленовых модулей плавучести типа ПК-120. Мостик размером 2080×1800 мм изготовлен из бакелизированной фанеры ФБС-1 толщиной 5 мм, уложенной на каркас из дюралевых профилей прямоугольного сечения. В качестве сидений использованы легкосъемные «сидушки» от автомобиля УАЗ. В машине-перевозчике они используются по прямому назначению, поэтому места в багаже не требуют. Сиденья установлены на перфорированные пластиковые ящики для овощей, выполняющие роль багажных отсеков. При транспортировке пустые ящики входят один в другой. Леерное ограждение собрано из тонкостенных труб и узлов крепления системы «Джокер», используемой обычно для быстроразборных складских полок, торговых прилавков, выставочных стендов и т.п.
По массе конструкции расклад получается следующий: система поплавков – 2 х 40 кг; мостик – 28 кг; сиденья носовые -2 х 5,3 кг; сиденья кормовые – 2 х 6,6 кг; багажные ящики – 4 х 1,6 кг; леерное ограждение – 7,4 кг; подвесной мотор 5 л.с. – не более 20 кг. Таким образом, полная масса катамарана с ПЛМ составляет около 165 кг. При перевозке на верхнем багажнике автомобиля размещаются поплавки и мостик – 108 кг, что для УАЗа вполне допустимо.
Грузоподъемность каждого модуля плавучести типа ПК-120 составляет по паспорту 120 кг, шесть модулей дадут соответственно 720 кг. Если вычесть 85,6 кг – массу мостика со всеми палубными конструкциями и подвесным мотором, – остается 634,4 кг. Обычно для самоходных плавсредств применяется коэффициент безопасности 0,75, следовательно – полезная грузоподъемность этого катамарана около 475 кг, что вполне позволяет взять на борт четырех человек с багажом.
Обводы поплавков моего судна допускают движение только в водоизмещающем режиме со скоростью до 10 км/ч, поэтому использовать ПЛМ мощнее 5 л.с. большого смысла нет. Хотя с установкой мотора мощностью 8-10 л.с. можно попытаться достичь скорости 15-16 км/ч при движении в переходном режиме. В этом случае для регулирования ходового дифферента и снижения волнообразования между поплавками в кормовой части целесообразно установить гидрокрыло, выполняющее функции транцевой плиты (показана на рисунке пунктиром). Крепежные узлы модулей плавучести типа ПК-120 это позволяют.
Описанный проект разборного палубного катера-катамарана был мною разработан и доведен до рабочих чертежей деталей в 2015 году. Оставалось только заказать комплект модулей плавучести, но именно в тот момент я получил предложение, от которого трудно было отказаться…
КАТАМАРАН ТИПА CRAIG CAT
На известном сайте объявлений предлагался к продаже комплект самодельного моторного катамарана, состоящий из двух пенополистирольных поплавков и разборного фанерного мостика. Самоделка была изготовлена в Санкт-Петербурге по мотивам американского катамарана Craig Cat, а ее цена примерно равнялась стоимости комплекта из шести модулей плавучести типа ПК-120.
Craig Cat. Очевидно, что этот «плавучий шезлонг» предназначен для жарких стран и теплых морей. Очень необычно дистанционное управление подвесным мотором: не традиционным штурвалом, а ручкой самолетного типа
Легкий двухместный моторный катамаран Craig Cat разработан примерно 20 лет назад и до сих пор пользуется за рубежом довольно большой популярностью. Модель очень сильно отличается от всех плавсредств, созданных до нее. Всегда считалось, что для уменьшения вредного взаимовлияния поплавков, вызванного их волнообразованием, они должны быть разнесены друг от друга на расстояние не меньшее, чем две ширины поплавка. Здесь же, напротив, поплавки сближены настолько, что между ними едва проходит винт подвесного мотора. Также теория учила, что для обеспечения достаточной мореходности высота поплавков и клиренс мостика должны быть не меньше высоты волн. У Craig Cat поплавки, выполненные из полиэтилена со вспененным заполнителем, представляют собой практически плоские лыжи высотой всего 200 мм. Всхожесть таких лыж на волну достигается за счет довольно большого ходового дифферента. Подобно лыжам воднолыжника, поплавки подвижны относительно друг друга и могут независимо отыгрывать волну, что достигается упругостью стеклопластикового мостика. Таким образом, с точки зрения гидродинамики, Craig Cat можно считать не чем иным, как моторизованными водными лыжами.
Вид на Craig Cat с кормы. Интересные особенности: плоскодонные поплавки с желобами, а между поплавками установлены гидролыжа и мощный ПЛМ; углы положения мотора и гидролыжи регулируются на ходу электроприводами; управление приводами осуществляется, возможно, пилотом, но более вероятно, что углы регулируются автоматически, в зависимости от оборотов мотора
Длина катамарана всего 3400 мм, ширина 1700 мм при ширине каждого поплавка 700 мм. При собственном весе без мотора около 100 кг грузоподъемность судна достигает 340 кг. Благодаря катамаранной схеме, на такой маленький «корабль» можно устанавливать довольно большие моторы, мощностью до 25 – 30 л.с. С такой мощностью, даже несмотря на все гидродинамические недостатки схемы, Craig Cat с двумя членами экипажа легко выходит на глиссирование и разгоняется до скорости свыше 50 км/ч. По заявлениям фирмы-производителя, этот катамаран на монолитных поплавках представляет собой плот, который невозможно залить и очень трудно перевернуть. Его надежность была доказана Адамом Гурзо и Тревором Бейковски в 750-километровом переходе по американским Великим озерам. Правда, забегая вперед, скажу, что мой собственный опыт показал – с мореходностью у Craig Cat не все столь радужно, как и с забрызгиванием палубы на ходу.
Было бы удивительно, если бы такой интересный, хотя и необычный проект не стал бы предметом подражания. В России фирма ENIGMA предлагала к продаже разборный катамаран «Бетта» точно таких же размерений. Только стеклопластиковые поплавки немного выше, чем у американского прототипа, что позволило увеличить грузоподъемность до 400 кг. «Бетта» рассчитана на подвесной мотор мощностью до 15 л.с. С мотором мощностью до 10 л.с. она относится к категории нерегистрируемых плавсредств.
«Бетта» – упрощенный отечественный аналог Craig Cat. Установлен ПЛМ мощностью всего 5 л.с. Дистанционное управление мотором, гидролыжа и электроприводы отсутствуют
Автор самоделки, которую я решил приобрести в качестве базовой основы собственной конструкции, в точности воспроизвел схему и размеры Craig Cat, хотя технологически это полностью оригинальный проект. Поплавки выполнены из монолитного пенополистирола с наружной оклейкой стекловолокном на эпоксидном связующем. Такие корпуса довольно легко повреждаются при ударах о камни, но легко и ремонтируются при помощи автомобильной шпаклевки со стекловолокном. Масса каждого поплавка 36 кг.
Мостик с кронштейном для подвесного мотора изготовлен из водостойкой фанеры ФСФ-Б2 толщиной 18 мм, он разбирается на четыре детали и весит 35 кг. На мой взгляд авиационного инженера, – тяжеловато, но переделывать я его не стал ради надежности. В отличие от прототипа, некоторая подвижность поплавков достигается не гибкостью палубы, а резинометаллическими втулками его крепления к поплавкам.
Для регулирования центровки мостик имеет два комплекта отверстий для втулок его крепления. На спокойной воде палуба устанавливается в переднее положение, и центровка смещается в нос. При этом уменьшается ходовой дифферент, снижается волновое сопротивление, и катамаран разгоняется до более высоких скоростей. При задней центровке ходовой дифферент увеличивается, и катамаран значительно лучше всходит на волну.
Для меня с супругой основной район плавания – это холодное и неспокойное Онежское озеро. В таких условиях сиденья лучше поднять как можно выше, тогда свободно перекатывающиеся через низкие поплавки волны способны замочить только сапоги. Также совершенно необходимо леерное ограждение. Оно сделано разборным, из элементов упомянутой системы «Джокер». В качестве сидений я использую легкие поворотные пластиковые кресла офисного типа.
Катамаран, доработанный для эксплуатации на Онежском озере и в Белом море. Установлены высокие поворотные сиденья, леерное ограждение, перфорированные багажные ящики и кронштейн запасного ПЛМ. На корме основной мотор 5 л.с., на носу – запасной 1 л.с.
В таком доработанном виде катамаран эксплуатируется каждое лето, начиная с 2015 года. За это время на нем устанавливались самые разнообразные моторы мощностью от 1 до 15 л.с. При перевозке два поплавка и кормовая – самая тяжелая – часть мостика, общей массой 89 кг, размещаются на верхнем багажнике автомобиля, а подвесной мотор и остальные элементы конструкции внутри него. Сборка и разборка катамарана занимают не более получаса.
Перед началом сезона 2021 года я установил дополнительный передний кронштейн для запасного мотора небольшой мощности. Чтобы выполнять свои функции, второй мотор должен иметь возможность работы на заднем ходу путем разворота на 180°. И случилось так, что эта «докатка» мощностью всего 1 л.с. пригодилась в первом же походе. Когда основной мотор, будучи залитый волной, отказался запускаться, запасной не только успешно преодолел прибойную зону, но и потихоньку довез нас до лагеря. А поскольку лето на Кольском полуострове холодное, вода в Умбозере ледяная, то мы всерьез задумались о закрытой кабине…
Григорий ДЬЯКОНОВ (Окончание следует)
Рекомендуем почитать
- МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1995-10 В НОМЕРЕ: Общественное КБ: В.Живолуп. Элегантная «Наташа» (2). Малая механизация: Ф.Линьков. Молоко сохраняют… магниты (6); К.Соломенцев. Теплица без тройников (7);…
- ЛАСТИК В КОЛПАЧКЕ Встречающийся в продаже карандаш с ластиком на конце очень удобен: всегда можно тут же стереть неточную линию или штрих. Однако сделать таким можно любой карандаш, если воспользоваться…