Катер Амур – малогабаритное судно с металлическим корпусом и стационарным бензиновым двигателем «Москвич-412». Был разработан советскими конструкторами, в производство запущен в 1968 году на авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина в городе Комсомольск-на-Амуре. Начальная партия в 400 штук поступила в продажу в 1970 году. Мотор мощностью 60 л.с. развивал скорость до 40 км/час.
Первые модели – Амур, Амур-М и Амур-Д были заявлены, как легкие, маневренные катера, предназначенные для прогулок или рыбалки в пресных водоемах. Правила безопасности разрешали эксплуатацию при волнении до 4 баллов и высоте волн до 0,8 м. Последующие модели Амур-2 и Амур-3 были усовершенствованы и получили категорию «река-море».
Мореходные качества
Прежде чем перейти к подробному описанию, следует рассмотреть, для какой цели был спроектирован катер «Амур». Технические характеристики судна предполагают его эксплуатацию на водоемах с пресной водой: реках и озерах. Применение антикоррозийных сплавов в некоторых модификациях позволяет использование в морских условиях. У судна большой запас остойчивости, хорошие ходовые качества. В зависимости от модели разрешено использование при высоте волны от 75 см до 1,2 метра. Удаление от береговой линии может достигать 5 км. Инженеры-конструкторы, проектируя катер, работали над улучшением мореходных свойств и комфортабельностью судна. Успешным преобразованием стала поворотно-откидная колонка. Поднятие скул и сужение носовой части позволило уменьшить силу ударов от волн. Изменение плоскости днища повысило гидродинамику судна, удалось облегчить выход катера на глиссер.
Цены
Прежде чем переходить к вопросу стоимости, стоит отметить, что конечная сумма будет зависеть как минимум от двух факторов. А именно: от условий эксплуатации, а также от технических деталей, которые все-таки немного отличались у разных моделей.
По первому заметим, что частый подход носом к берегу достаточно быстро истирал киль. Решение тут было одно — приваривать длинный прут от носа сверху вниз. Как и в другом транспорте, следует понимать, что простоявший некоторое время нормальный мотор не потребует доливки масла или воды. Если есть возможность, следует осмотреть корпус снизу или хотя бы поднять слани — оценить состояние изнутри.
Самым ярким примером второго пункта можно отметить тип движка: водомет или колонка. По спецификациям скорость у обоих одинакова. Однако колонка более управляема. На таком двигателе проще парковаться задним ходом. Учитывая возможность откидывания, вы спокойно сможете пройти по мелководью. За счет смещения двигателя назад наиболее вместительна будет колоночная лодка «Амур». Цена такой версии по сегодняшним меркам составит около 200-300 тыс. руб. Но следует учитывать, что это не окончательная стоимость. В зависимости от условий эксплуатации у прежнего владельца новому, возможно, что-то еще придется доделывать.
Описание катера
«Амур» — катер, технические характеристики которого во всех последующих модификациях практически неизменны. Конструкторы ставили первоочередную задачу усовершенствовать судно, особо не изменяя его. Корпус катера клепано-сварной, материал изготовления — алюминиево-магниевый сплав. Палубные и днищевые стрингера закреплены методом точечной электросварки. При постройке палубы с рубкой используется сплав алюминия Д16АТ. Заостренная форма обвода корпуса имеет среднюю плоскость днища, высокоподнятые скулы у носовой оконечности. Борта палубы толщиной 1,5 мм, днищевая наружная обшивка составляет 2,5 мм. Десять шпангоутов в поперечном наборе гарантируют жесткость корпуса судна. «Амур» — катер, вес которого в порожнем состоянии составляет 540 кг. Пенопластовые блоки, закрепленные в обшивке, позволят катеру в случае повреждения остаться на плаву.
Корпус судна состоит из трех частей. Форпик отделяется от кокпита перегородкой. В носовой отсек можно попасть через люк, расположенный на палубе. Средняя часть катера, кокпит, оборудована раскладными сиденьями и диваном. Под диваном есть вместительный багажник для хранения вещей. Штурвал со щитком управления находится слева. Топливные баки вместимостью 100 литров находятся в бортах.
Следующий за кокпитом отсек — моторное отделение. У первых моделей «Амура» косой дейдвуд днища, с проходящим через него прямым гребным валом от реверс-редуктора. Последующие модификации были усовершенствованы, с помощью поворотно-откидной колонки гребной винт перенесен за моторный отсек. Площадь кокпита стала больше, а также существенно понизилась вибрация от двигателя. Моторное отделение закрывается с помощью люков на задней палубе. Катер укомплектован двигателем «Москвич-412».
Устье реки
Река Амур несет свои воды в Амурский лиман, являющийся северной частью Татарского пролива между Азией и островом Сахалин, соединяющим Сахалинский залив Охотского моря с Татарским проливом Японского моря посредством пролива Невельский. Общепринятое мнение – устье Амура находится в Охотском море, между мысами Озерпах и Пронге в Амурском лимане.
Общие технические параметры
В базовой комплектации существуют единые параметры всех модификаций судна «Амур». Катер, технические характеристики которого предполагают основным назначением использование судна для туристических прогулок, имеет неизменную длину 5,5 метра, ширину — 1,84, высоту — 1,3. Моторное судно укомплектовано навигационными огнями, прожектором, звуковым сигналом. Электрический стартер, запускающий главный двигатель, впервые появился именно на этом судне. Все приборы на пульте управления оснащены подсветкой. Электричество подается от генератора или аккумулятора, который находится в кормовом отсеке. По количеству пассажиров судно определяется, как пятиместный катер «Амур». Технические характеристики (грузоподъемность судна) позволяют вместить не менее 500 кг. Конвертированный двигатель «Москвич-412» — карбюраторный вариант, четырехтактный, четырехцилиндровый, с максимальной мощностью 60 л. с. Лодка достаточно комфортабельна, хорошие мореходные качества и безопасность использования привлекают внимание любителей туризма. Стоимость моторного судна «Амур» во времена Советского Союза была сравнима с автомобилем, поэтому, несмотря на хорошие отзывы и размещение в свободной продаже, доступен он был далеко не каждому. В настоящее время производство катеров остановлено. Приобретая подержанное судно, следует учитывать, что его цена будет зависеть от условий эксплуатации и технических деталей.
Отличия
Во многих источниках слова «лодка» или «катер» используются как синонимы. Но если разобраться, названия относятся к разным типам. И то и другое относится к плавсредствам, но различие все-таки есть. Итак, чем отличается катер «Амур» от моторной лодки?
Про внешний вид упоминать не стоит — это понятно и так. Отличие в другом. Разница между моторной и обычной лодкой в одном — навесной мотор. Рулевой садится на кормовую банку, заводит его и дальше регулирует скорость и направление движения, поворачивая специальные ручки на двигателе. Человек, управляющий катером, садится, как в обычном автомобиле, впереди. Перед ним небольшой пульт, и мотор запускается кнопкой на этом пульте. Направление движения регулируется оттуда же.
Если же не углубляться в технические подробности, отличие между ними в установке мотора. Лодка подразумевает возможность его снятия. Катер — нет.
Модельный ряд
«Амур» — катер, технические характеристики которого за всю историю производства постоянно совершенствовались. Материал изготовления корпуса первых серийных выпусков «Амур» и «Амур- М» — дюралюминий. Базовые модели с большой габаритной осадкой могли эксплуатироваться только в пресноводных водоемах. Это были моторные катера с наклонным гребным валом и угловым редуктором. «Амур-Д» модифицировали для использования поворотно-откидной колонки, позволяющей получить следующие преимущества: на скорости легко преодолевает плавающее препятствие без повреждений, уверенно продолжает движение, легко проходит умеренное мелководье. Подняв колонку, можно без труда заменить винт непосредственно на воде. Возможность эксплуатации судна в морских условиях стала возможной после того, как материалом изготовления корпуса стал алюминиево-магниевый сплав. «Амур-2» стал первым в семействе, оборудованным двухместной рубкой. Катер «Восток» водометного типа собирался по схеме «Амуров». Нижняя часть его также делалась из сплава, благодаря чему он мог использоваться в морской и пресной воде.
Протяженность речного русла
Протяженность реки от истока (река Онон в Монголии) до устья (Амурский лиман) — 4279 км, в месте слияния рек Шилка и Аргунь и до Сахалинского залива Охотского моря — 2824 км. От русско-китайской границы до Благовещенска, находящегося в устье реки Зея, река течет около 900 км и носит название Верхнего Амура. Расстояние от Благовещенска до Хабаровска, от устья Зеи до устья Уссури составляет 975 км, этот участок называется Средним Амуром, 966 км от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре – Нижним Амуром.
Схема бассейна Амура // Автор: Сафронов А В. // wikipedia.org/
Амур течет в умеренных широтах на протяжении четырех природных зон, это зона лесов (хвойные и широколиственные леса, средняя и южная тайга), лесостепь, степь и пустыня. Поэтому юго-западная часть реки, находящаяся в аридной засушливой зоне получает 200-300 мм осадков в год, а юго-восточная в пределах горных хребтов Сихотэ-Алинь 750 мм.
Вследствие значительной протяженности река часто меняет свой размер, в ущельях горных хребтов она узкая, на равнинных территориях онаотличается большей широтой (даже десятки километров), направление реки изменчиво: то север, то юг.
Гидрологический режим Амура во много зависит от сезонных муссонных дождей, приносимых воздушными массами Тихого океана в летне-осенний период. В такой сезон дождей река может сильно разливаться (до 25 км в ширину) и надолго оставаться в таком состоянии. Как пример можно назвать наводнение имевшее место в августе 2013 года вследствие затяжных и многодневных дождевых осадков. Было подтоплено 185 населенных пункта Амурской области, Хабаровкого края и Еврейского АО, вода в реке достигла отметки почти в 8 метров.
Амурск. Амур. // Фото: Alexxx1979 ( Wikimedia Commons)
В юго-востоке Монголии, в районе хребта Хэнтей, течет небольшая речка Онон (в переводе с монгольского – «развалина»), это правый приток горной, бурно текущей реки Шилки, соединяющейся с рекой Аргунь (китайское название Хайлар). На русско-китайской границе (район села Покровка, застава Усть-Стрелка) они образуют реку Амур. Жители Монголии любят покрывать местность вокруг реки Онон ореолом тайны и мистики, утверждая что на реке много коварных воронок и омутов, утаскивающих людей на дно, а также называя берега реки местом рождения великого Чингисхана.
Катер «Амур-М»
Базовой моделью является туристический катер «Амур-М». Технические характеристики моторного судна, выпускавшегося с 1972 г., после тестовых испытаний были усовершенствованы конструкторами. Введена система откачки воды из трюма. Под крепежи реверс-редуктора установили резиновые амортизаторы, благодаря чему понизился шум от работы двигателя. В 1978 г. завод стал производить морской катер «Амур», технические характеристики которого гарантируют устойчивость к влиянию условий морского климата. При управлении судном следует быть осторожным на малом ходу, из-за глубокой осадки возможна поломка выступающих гребных винтов и гребного вала.
Катер «Амур-Д»
Наследником модели «Амур-М» стал катер «Амур-Д». Технические характеристики судна остались практически неизмененными. Основная модификация была направлена на увеличение максимальной высоты палубы, комингс была удлинен на 6 см, высота борта на миделе — на 11 см. Также конструкторы изменили наклон транца до 10°. Изменения в конструкции позволяют осуществлять выход в море при высоте волн до 1 метра. Удаление от береговой линии возможно на 5000 метров. Также «Амур-Д» отличается Z-приводом двигательно-рулевого агрегата. Моторное отделение закрывается двумя крышками. Специальные жалюзи на бортах обеспечивают свободную вентиляцию моторного отделения. Быстросъемная стенка шпангоута позволила сделать процесс обслуживания наиболее удобным. Следующими усовершенствованными моделями стали каютный «Амур-2» и открытый «Амур-3».
Катер «Амур-2»
Первая модель с крытой каютой на два места — катер «Амур-2». Технические характеристики схожи с предыдущей моделью, основные изменения пришлись на внешний дизайн судна. Вес катера стал тяжелее на 80 кг, однако на скорость это не повлияло. За счет уменьшения площади моторного отделения удалось разместить между рубкой и двигателем два регулируемых кресла и диван. Доступ в багажник, расположенный в форпике, организован через люк в рубке. Остекление каюты глухое. Уплотнительные профили обеспечивают водонепроницаемость. Каюта высотой 115 сантиметров. На крыше имеется вентиляционный люк. Сиденья в рубке трансформируются в спальное место. В бортах за сиденьями и под ними организованы места хранения. Имеются освещение, раскладной столик, вешалка для одежды. Пульт управления, установленный на краю рубки, защищен от потока ветра и брызг стеклом.
Катер «Амур Водомет»
В 1982 г. было запущено производство катера с водометным движителем «Восток». Проект судна разработан на базе катера «Амур-3». Дизайн модели отличается задней частью корпуса. Моторный отсек закрывается быстросъемным капотом, изготовленным из термозвукоизоляционного материала. В кормовой части расположены съемные сиденья, разделенные мотором; впереди — три сиденья, трансформирующиеся в спальные места. В носовой части предусмотрено пространство для хранения. Кокпит закрывается каркасным тентом, который складывается в районе последнего шпангоута. Специальный резиновый профиль корпуса защищает при швартовке от повреждений катер «Амур-Водомет». Технические характеристики при использовании водометного движителя увеличиваются в отношении быстроходности судна. Водомет, в целях рационального расположения, вынесен за транец. Управление осуществляется посредством изменения направления выбрасываемой из сопла струи. Катер при этом сохраняет маневренность.
Тент
Начиная с базовой модели, все модификации получали складной тент, который хранился между подголовником заднего дивана и моторным отсеком. Как правило, его делали влагонепроницаемым, вентилируемым, и, что немаловажно, каркасным. Иными словами, применять его можно было не только на длительных стоянках.
Использование его днем могло предохранить от осадков или палящего солнца, вечером — от мошкары. Заводская комплектация включала тент на лодку «Амур», однако если вы хотели поменять его (порвался, протекает, или по какой-то иной причине), завод-изготовитель предлагал фирменную замену. Учитывая, что прогулочные катера и лодки имели большое распространение, владелец мог установить и не фирменный тент, который справлялся со своими задачами не хуже оригинального.
Недостатки
При эксплуатации лодки обнаружился основной недостаток — сильная вибрация даже на небольшой волне, передаваемая на корпус. Главное отрицательное качество может спровоцировать появление течи в клепаных соединениях, также вибрация доставляет значительное неудобство пассажирам.
Моторный катер «Амур» выпускался оборонным предприятием для любителей отдыха на воде или рыбаков. Он полюбился судовладельцам своими отличными характеристиками, надежностью, хорошей управляемостью, безопасностью использования. В настоящее время производство катеров и комплектующих к ним закрыто, судно потихоньку теряет свой авторитет из-за сложностей с техническим обслуживанием. Однако интересующиеся могут найти информацию о возможности замены запчастей на аналоги на многочисленных форумах и тематических сайтах.
Притоки
Питание русла осуществляется преимущественно за счет сезонных дождей и талого снега в весенние месяцы. Около 70% бассейна пополняется за счет муссонов, которые приходят с Тихого океана. Но определенный вклад в формирование речного бассейна вносят притоки. Хотя некоторые отличаются настолько малыми размерами, что едва заметны на карте.
Крупнейшие притоки реки Амур:
- Известный приток Амура — Тунгуска. Ее русло образует границу между Еврейской АО и Хабаровским краем. Река является транспортным узлом, связывающим Хабаровск с малыми населенными пунктами (Победа, Новокаменка);
- Зея — самый крупный левый приток протяженностью 1242 км. Название Зея имеет эвенкийские корни и дословно переводится как «лезвие». Встречается с руслом Амура близ Благовещенска. На его берегах также расположились два крупных города региона — Свободный и Зея. В последнее время ведутся споры из-за размера потока. Одни утверждают, что это все-таки приток, другие считают Зею самостоятельным водным потоком;
- Уссури — одна из крупных рек Дальнего Востока, является правым притоком Амура. Впадает в него в черте Хабаровска;
- Амгунь — левый приток протяженностью 723 км. Берет начало на Буреинском хребте. Течение реки имеет горный характер, русло проходит через тайгу и вечную мерзлоту. Амгунь богата ценными видами рыбы. Вдоль ее русла тянется отрезок знаменитой Байкало-Амурской магистрали;
- Бурея — левый приток Амура, значительная часть его русла омывает Хабаровский край и Амурскую область. Бассейн богат месторождениями железной руды и угля. Также в него входят около 1500 озер. В настоящее время на речке функционирует Бурейская ГЭС, в перспективе строительство Нижнебурейской ГЭС;
- Горин — приток Амура протяженностью 390 км. На речке расположен Комсомольский заповедник;
- Сунгари — правый приток Амура длиной свыше 1000 км. Полноводный поток нынче застроен многочисленными плотинами и ГЭС;
- Анюй — правый приток Амура, длина которого 393 км. Протекает через Нанайский район в окружении заболоченных берегов. Речной бассейн практически не заселен, зато здесь находится множество памятников природы и просто живописных мест. Из-за отдаленности городов и поселков в долине Анюя сохранилась первозданная природа, флора и фауна. В его чистых водах также нерестятся лососевые рыбы.
Были перечислены самые крупные реки, которые впадают в Амур. На самом дели число притоков значительно выше. К ним также относятся мелкие речушки и ручьи, которые не оказывают должного влияния на главную водную артерию. Полный список притоков Амура можно найти в справочной литературе.