Практически, любое транспортное средство надлежит регистрации. Закон, требующий прохождение данной процедуры, распространяется и на плавсредства, включая резиновые надувные лодки.
Дабы не подвергаться административно-взыскательным мерам и не попадать в неловкие ситуации, нужно обладать определенными знаниями, связанными с правильной трактовкой закона о плавсредствах и некоторыми его дополнениями.
Маломерные суда, на которые не нужна регистрация
Новые поправки в регламенте получения документа, разрешающего пользование плавсредствами на всех типах водоемах, исключают прохождение процедуры оформления для следующих типов лодок:
- безмоторные лодки, длина которых не превышает 20 м;
- безмоторные суда, которые весят меньше 200 кг, вместе с оборудованием;
- безмоторные плавсредства, количество пассажирских мест в которых, не превышает 12-и;
Все вышеперечисленные плавсредства, оснащенные двигателем, мощность которого меньше 10,88 лошадиных сил.
Ряд новых правил проведения регистрации
Новые правила регистрации маломерных судов ГИМС начали действовать с начала 2020 года и успели привести к достаточно серьезным дискуссиям среди владельцев эксплуатируемых маломерных лодок.
Подготовленные акты, касающиеся оформления в ГИМС разных видов современных маломерных судов:
- «Разработанный административный регламент структуры МЧС о представлении услуг по постановке на учет разных видов маломерных судов, находящихся под надзором ГИМС (Подготовленный приказ No339 от 24.06.2016).
- «Правила регистрации разных видов маломерных судов, находящихся под надзором ГИМС (Подготовленный приказ No 340 от 24.06.2016).
Обновленный разработанный порядок действий при регистрации современных маломерных судов, моторных лодок и скоростных катеров, серьёзно отличается от порядка, разработанного приказом МЧС №500 от 29.06.2005.
Современное судно признается маломерным при длине до 20 метров и вмещении до 12 пассажиров. В точном соответствии с ранее разработанными Правилами регистрироваться в ГИМС должны маломерные виды судов весом больше 200 кг, на которых есть двигатель с рабочей мощностью выше 8 кВт (9.9л.с).
Определение массы маломерного судна
В соответствии с рекомендательным письмом No 29/1-3-626 от 20.03.2019 года для определения точной массы маломерного судна можно использовать один из вариантов:
- В новом рекомендательном письме присутствует предписание сотрудникам ГИМС в определении массы лодки по ГОСТ Р ИСО 8666-2012, то есть с учётом массы мотолодки в отношении производителей.
К примеру: современная лодка популярной модели Титан 480 обладает снаряженной массой до 110 кг. Буквально пару лет назад эта лодка могла эксплуатироваться с двигателем 9.9, причем без прохождения обязательной регистрации в отделах ГИМС, ведь общий вес рассматриваемой мотолодки не был выше 200 кг. Но теперь требуется принимать во внимание вес самого мощного двигателя подвесного типа, который можно установить на эту лодку. Его рабочая мощность составляет 50 л.с., а вес превышает 100 кг. В результате этот комплект превышает допустимую массу 200 кг, по этой причине лодка обязательно регистрируется.
- У частного владельца мотолодки с помощью взвешивания выясняется общая масса — паспортный вес лодки вместе с весом фактически установленного двигателя, что соответствует ГОСТ 19356-79.
Правила и последовательность регистрации резиновых лодок
Любая регистрация движимого имущества, в данном случае резиновых лодок, подлежит определенным правилам и этапам. Какие документы необходимо иметь, при себе, заявителю, чтобы процедура прошла корректно, без последующих обращений?
Итак, человек, желающий зарегистрировать плавсредство и попадающий под эту категорию, должен иметь при себе:
- документ, удостоверяющий его личность, то есть паспорт;
- ИНН (индивидуальный регистрационный номер, присуждается налоговыми органами);
- заявление на регистрацию, соответствующее определенной форме;
- документ, свидетельствующий о праве собственности;
- технические паспорта на плавсредство и на мотор (или моторы), где указана его мощность и характеристики;
- квитанцию об оплате госпошлины (размер ее можно узнать на официальном сайте ГИМС).
После подачи заявления и всех сопутствующих документов, владельцу выдаются бортовые номера, в количестве 2 шт., которые должны крепиться на обеих бортах судна.
- результат освидетельствования технического обслуживания (ТО) судна, которое предполагает две фазы:
- на воде, где определяются его плавучие характеристики;
- на суше, где обследуются заданные параметры и функции.
Все расходы по ТО несет на себе владелец лодки.
Права и техосмотр
По утвержденным правилам на воде, на лодку с мотором мощностью свыше пяти лошадиных сил нужно удостоверение на право управления. В таком случае она считается маломерным судном.
Техническое освидетельствование проводится обязательно для маломерных судов. К таковым принадлежат плавсредства длиной до двадцати метров. Максимум они могут перевозить до двенадцати пассажиров.
- Лодка без регистрации не нуждается в техосмотре.
- Частные гребные суда, которые передвигаются во внутренних водах, также не нужно подвергать техосмотру, даже если их вес больше двухсот кило. Но регистрировать опять же придется.
Рекомендуем прочитать: Как подобрать лодку Хантер под мотор?
По правилам, предоставить лодку на очередной техосмотр нужно как на берегу, так и на воде. Таким образом судно проверяют на непотопляемость, управляемость, плавучесть и другие качества. А на земле осматривают корпус, силовую систему и прочее.
Техосмотр необходим по следующим показателям.
- Самодельные лодки без сертификатов после регистрации в ГИМС.
- По истечении пяти лет, когда подходит время для очередного освидетельствования.
- При переезде в другой субъект РФ.
- Если во время ТО были нарекания, нужно их устранить и вновь привезти судно на осмотр.
- При замене подвесного лодочного мотора или установке стационарного.
- По желанию владельца лодки.
Новенький катер или лодка осматривается только на суше. Инспектор изучит документы, вместимость, требования по грузоподъемности, допустимой мощности и возможности установки более одного движка.
Кроме того, при первом освидетельствовании учитываются минимальная высота борта, волны, которая не накроет судно, наличие спасательных средства, сигнальных огней и других обязательных вещей.
Плановое ТО проводится до начала использования судна или до завершения срока в пять лет со дня отметки о прошлом освидетельствовании. Если хозяин не пользуется плавсредством, то показать его инспекторам нужно опять-таки до начала заплывов.
Техническое освидетельствование осуществляется в следующем порядке.
- Инспектор приезжает к месту, где находится судно.
- Во время демонстрации на прицепе исследуется корпус, табличка с информацией, на движке и фотографируется общий план.
- Изучается содержимое лодки и присутствие обязательных устройств.
- Затем приходит черед к осмотру на воде: ход на разных передачах во время движения и другие возможности.
- Заполняется акт ТО, который в дальнейшем передается в ГИМС.
- Последняя инстанция выдает судовой билет со штампом о ТО.
Если какие-либо требования не соблюдены, найдены несоответствия или лодка и вовсе неисправна, заветного штампа не получить. Понятно, что тогда выходить на воду на таком судне запрещается.
Лодки ПВХ и необходимые документы
Лодки из полихлорвинила, подлежат регистрации на общих основаниях, принятых для резиновых лодок. То есть оформление документов на такую лодку зависит от ее соответствия заданным физическим и технологическим параметрам.
Но стоит отметить, что эти требования относятся только к внутренним акваториям Российской Федерации. Если же владелец лодки планирует выход в международные воды, вне зависимости от водоизмещения и требований ГИМС, должен иметь судовой билет (регистрацию).
Расхождение кораблей в узкости
К узким проходам относятся проливы, каналы, фарватеры, фиорды, шхеры и проходы между молами. В ряде случаев водное пространство, подпадающее под понятие «узкий проход», может иметь значительные ширину и протяженность.
Если в узкости не действуют особые правила, «судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно держаться внешней границы прохода или фарватера, ко-торая находится с его правого борта настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно (МППСС, Правило 9).
Правой стороной узкости принято считать судоходный участок прохода, расположенный между осью фарватера и линией, отбивающей безопасные глубины с правой стороны. Ось фарватера может обозначаться створом или осевыми буями и вехами, а граница безопасных глубин — ограждающим створом, буями или вехами правой и левой стороны(3).
Таким образом, требование МППСС держаться правой стороны фарватера предусматривает расхождение судов в узкости только левыми бортами.
При сближении в местах соединения и разделения фарватеров на пересекающихся курсах суда должны помимо Правила 9 руководствоваться также Правилом 15.
При приближении к изгибам узкости и различным сооружениям, когда наблюдение противоположной стороны затруднено, необходимо, находясь на расстоянии полумили от начала изгиба, подать звуковой сигнал (§ 17.5). Если сигнал другого судна будет услышан через некоторый промежуток времени, необходимо повторить свой сигнал. Независимо от того, получен ответ на поданный сигнал или нет, изгиб следует проходить со вниманием и осторожностью, придерживаясь своей стороны фарватера. Когда два судна подходят к изгибу ограниченной ширины со значительным течением, хорошая морская практика рекомендует судну, следующему против течения, подождать прохода встречного судна.
Б соответствии с Правилом 9 пп. «6» и «с» малые суда (длиной менее 20 м), парусные суда и суда, занятые ловом рыбы, не должны затруднять движение судов, которые следуют в пределах узкого прохода или фарватера.
Пересечение узкого прохода или фарватера возможно лишь в том случае, если это не создает опасности для судна, следующего по нему.
Выполнение обгона в узком проходе или на фарватере может быть произведено только с согласия обгоняемого, для чего установлены соответствующие звуковые сигналы (§ 17.5). Дав согласие на обгон, обгоняемое судно должно уклониться в правую сторону фарватера настолько, насколько это для него безопасно и возможно. Выход на левую сторону (расположенную с левого борта) при обгоне возможен только при отсутствии встречных судов. Ответственность за безопасность обгона несет обгоняющее судно до тех пор, пока обгоняемое не будет пройдено и оставлено позади. В случае опасных действий обгоняющего ему подается сигнал — не менее пяти коротких звуков.
Важным моментом в расхождении судов является сближение их у входа в узкость. В этом случае хорошая морская практика рекомендует судну, входящему в узкость, заблаговременно и в достаточном удалении занять свою сторону фарватера, не мешая действиям выходящего судна.
«Любое судно, если позволяют обстоятельства, должно избегать постановки на якорь в узком проходе» (МППСС, Правило 9 п. «g»).
Регистрационное свидетельство или судовой билет
Регистрационное свидетельство, а другими словами, судовой билет – это документ, подтверждающий право владельца маломерного судна на передвижение по водным путям и акваториям на территории государства (Российской федерации).
Данный документ действителен для предъявления органам водной полиции, в случае нарушений правил навигации и других спорных ситуаций, для доставки с мест штрафстоянок для водных судов и при актах купли-продажи. Оформляется он в ГИМС, при подаче всех необходимых документов.
Расхождение кораблей при обгоне
Каждое судно, подходящее к другому с направления более 22,5° позади траверза, а также судно, которое не может достоверно определить, находится оно позади или впереди указанного направления, должно считать себя обгоняющим судном.
Таким, образом, с догоняющего судна может наблюдаться только кормовой огонь догоняемого.
Взаимное положение судов в роли обгоняющего и обгоняемого далеко не всегда приводит к возникновению опасности столкновения. Она возникает лишь в том случае, когда обгоняющий действительно нагоняет другое судно и следует на перасечку его курса. Никакое последующее изменение в относительном положении судов не может снять с обгоняющего обязанность сторониться пути обгоняемого, пока судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади. Практически этим моментом следует считать положение судов, когда любое изменение курса обгоняемым не приведет к возникновению опасности столкновения.
Маневр обгона в открытом море может быть выполнен с любого борта обгоняемого. Однако, учитывая возможные ошибки в определении взаимного положения судов (обгон или пересекающийся курс), предпочтение необходимо отдать обгону с левого борта.
Обгоняемое судно не должно мешать своими действиями обгоняющему, однако при действительной необходимости оно может изменить направление и скорость движения. Поэтому, производя обгон, необходимо тщательно наблюдать за действиями обгоняемого, выполнять обгон в достаточном удалении и быть готовым в любой момент предпринять маневр уклонения.
«…Каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна» (МППСС, Правило 13).
Основные разделы
«Правила плавания по внутренним водным путям РФ» состоят из нескольких частей.
- Общие положения — введение.
- Средства, используемые для идентификации судов.
- Применение сигнализации (визуальной, звуковой, ночной ходовой, стояночной, дневной, особой).
- Правила движения.
- Правила стоянки.
В зависимости от типа судна применяются следующие виды огней: топовые (в том числе добавочные), правый, левый, кормовой ходовой, буксирный. Основными сигналами бедствия являются: пушечный выстрел, непрерывный звук, ракета, сигнал SOS по радиотелефону, дым.
Открытие навигации по Днепру и на Киевском водохранилище означает, что с каждым днем будет все больше и больше речного транспорта, моторных лодок, гидроциклов и парусных яхт. Чтобы ваше времяпрепровождение было максимально приятным и безопасным, решили еще раз напомнить о правилах речной лоции. Представляем вашему вниманию основные правила расхождения судов, информацию о навигационных буях и знаках, а также нюансы прохождения под мостами.
- Каждое судно должно двигаться с безопасной скоростью, для того чтобы оно могло предпринять надлежащее действие для предупреждения столкновения.
- В пределах Киева, в местах массового отдыха и на переправах, скорость движения не должна превышать 15 км/час.
- Запрещено становится на якорь в пределах судового хода и 10-ти метровой полосы за пределами судового хода.
По правилам, моторное судно должно уступать дорогу парусным судам, не стоит рассчитывать, что баржа, идущая с грузом, начнет уступать вам дорогу. Парусному флоту рекомендуется не мешать судам, идущим по фарватеру (теплоходы, баржи и т. п.) и, по возможности, проходить в стороне от них вдоль кромки судового хода. Напоминаем вам про основные принципы безопасного плавания:
Маломерное судно не должно препятствовать движению и маневрированию транспортных судов! Если все же вы видите, что другое судно уступает дорогу, вам необходимо сохранять курс и скорость. Для того, чтобы избежать столкновения, предпочтительнее изменить курс, а не скорость, поскольку изменение курса более заметно с другого судна. Если два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом: Когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу судну, идущему правым галсом (рис. А). Когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветру, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром (рис. Б)
Если вы идете под двигателем (даже если паруса подняты) и сближаетесь с другим судном с механическим двигателем пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то: — каждое из суден должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту (рис. А); — судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу и при этом, если позволяют обстоятельства, оно должно избегать пересечения курса другого судна у него по носу (рис. Б).
Навигационные буи и знаки
Судовой ход – водное пространство, предназначенное для движения судов и обозначенное на карте и/или местности навигационными знаками. Сигнальные огни на этих знаках называют навигационными огнями. Ось судового хода – условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками. Кромка судового хода – это условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине. Различают правобережную и левобережную кромки. Правая кромка ограничивает судовой ход у правого берега, а левая – у левого. Река течет от истока к устью. Для того чтобы определить, где левый берег реки, а где правый, надо стать по течению реки лицом к устью, спиной к истоку, тогда там, где правая рука, будет правый берег, где левая – левый. На реке Днепр используются латеральные знаки ограждения. Это значит, что если идти вниз по реке, то правая кромка фарватера будет ограждена красными буями, а левая – черными. Основные навигационные буи, которые можно встретить на реке Днепр, приведены ниже: Кромочный буй обозначает кромку судового хода
Правая сторона: красный прямоугольный буй. Красный огонь, постоянный или проблесковый
Левая сторона: черный треугольный буй. Зеленый, желтый или белый огонь, постоянный или проблесковый.
Ось судового хода и одновременно его кромка для разделения встречных потоков судов: • белый треугольный буй с двумя горизонтальными широкими черными полосами, веха белая с двумя черными полосами; • огонь — белый или желтый двухпроблесковый.
Сигнальные знаки, обозначающие поворот судового хода:
Правый берег: красный прямоугольный буй с широкой горизонтальной белой полосой. Огонь – красный, проблесковый или частопроблесковый. Левый берег: белый треугольный буй с широкой горизонтальной черной полосой. Огонь – белый, желтый или зеленый, проблесковый или частопроблесковый. Поворотно-осевой буй обозначает поворот оси судового хода: красный треугольный буй с двумя белыми или черными широкими горизонтальными полосами. Огонь белый или желтый группочастопроблесковый. Веха — две черные (или белые) и три красные равные по ширине, горизонтальные полосы.
Примечание. Поворотные кромочные плавучие знаки, обозначающие поворот судового хода, выставляются в местах крутых поворотов, когда рельеф берегов или их залесенность не позволяют видеть расположенные за поворотом навигационные знаки. Как правило, их выставляют у выпуклого берега. В этом случае красный буй обозначает правый поворот, белый — левый (считая по течению реки).
Разделительный буй обозначает разделение судового хода: разделительный буй с красно-белыми или красно-черными вертикальными полосами. Огни — красный и зеленый или красный и белый, или желтый и красный проблесковые огни используют парами друг над другом. Знаки опасности устанавливаются для обозначения особо опасных препятствий на фарватере и у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, камни и т. п.). Стоят непосредственно над оконечностью препятствия со стороны судового хода. Рядом с ним всегда находится дублирующий знак – обычный кромочный знак, который установлен на расстоянии 10-15 м от знака опасности в сторону судового хода. Огни двухпроблесковые, справа – красные, слева – зелёные (всегда!).
Проход под мостами
При проходе под мостами необходимо быть уверенным, что пролет имеет достаточную высоту для прохода мачты (высота мачты Platu25 – 11,74 м) и в пролете достаточная глубина (осадка Platu25 – 1,58 м). Проходить нужно только в разрешенных пролетах. Специальные знаки указывают разрешенные для прохода пролеты моста, ось судового хода и высоту.
Указатель оси судового хода для идущих сверху судов – ромб, снизу – прямоугольник. Для маломерных судов в обоих направлениях – треугольники вершиной вниз. Окраска щитов зависит от фона, на котором они расположены: на светлом фоне они красные, на темном – белые. Указатель высоты пролета моста – квадратные щиты: • один щит – до 10 м, • два щита– от 10 до 13 м, • три щита – от 13 до 16 м, • четыре щита – свыше 16 м. Цвет щитов: зеленый на светлом фоне, белый – на темном. Высота пролета обозначена от максимального судоходного уровня воды, этот уровень соответствует верхней кромке белой полосы шириной 0,3 – 0,5 м, нанесенной на русловые опоры моста.
В статье использовались материалы из книги «Platu 25. Устройство. Вооружение. Управление» А. Колесничнко, И. Акименко.
Купить книгу Фотографии: Иван Река, Аделаида Лэшер и Юрий Нужненко.