Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vkontakte email

Изготовление самодельного жесткого пола для надувной лодки

16.10.2015

Самой важной частью любой надувной лодки из ПВХ после баллонов является днище. Днища для лодок ПВХ можно разделить на три типа:

  • Без настила и натяжная палуба
  • надувной пол
  • реечный настил
  • жесткий настил (пайол)
  • Жесткая палуба для надувного катамарана

Каждое днище имеет как преимущества, так и недостатки. Выбор днища зависит от того где и как вы собираетесь использовать надувную лодку. Основным материалом для днища является специальная морская фанера. Она производится по специальной технологии и защищена от воды. На некоторых ПВХ лодках используют металлический настил. Кроме внешнего вида данный вид настила имеет мало преимуществ. Звук от металлического настила распугивает рыбу, а мотор еще больше усиливает вибрации. Итак, ниже перечислены некоторые виды полов в ПВХ лодке.

Пайолы

Что это такое? Это частично или полностью деревянный съёмный настил. Его помещают на дно шлюпки либо устанавливают на деке грузового трюма в румпельных и любых других корабельных и судовых помещениях. На палубе судна тоже есть возможность увидеть пайол. Вплоть до семидесятых годов на старых кораблях ими пользовались. Для сохранности продуктов, чтобы не отсырели, на палубах кладовых устанавливаются съёмные пайолы. Что это такое, теперь стало понятнее. Для чего ещё они нужны? Чтобы сделать ровным дно для свободы передвижения внутри лодки или корабля, чтобы не промокли ноги, еда и одежда, если на полу собирается вода.

В рефрижераторных трюмах и по сей день можно встретить съёмные пайолы. Что это такое — ранее знал практически каждый, кто так или иначе сталкивался с водными передвижениями. Деки грузовых трюмов прикрываются пайолами для того, чтобы не испортить разнохарактерные грузы близким соседством. Проливается масло или даже просто конденсат. Все жидкости скапливаются на полу под решёткой, не касаясь остального груза, и по мере накопления вытекают в льяла трюма. Но сегодня здесь речь пойдёт не о кораблях, а о менее громоздких судах, и рассматриваться будут пайолы для лодки.

Идеальный пайол в лодку ➡️ Слань гармошка и стрингера: А почему нет?Идеальный пайол в лодку ➡️ Слань гармошка и стрингера: А почему нет?

Жорстке днище для надувного човна та візок.Жорстке днище для надувного човна та візок.

Как правильно ставить стрингера на Адмирал 320Как правильно ставить стрингера на Адмирал 320

Обработка пайолов

В принципе, можно обойтись без пропитки фанеры антисептиком, ведь яхтный лак сделает древесину водонепроницаемой. Но нанесение самого лака или схожей эмали обязательно, даже влагозащитная фанера от попадания воды со временем набухает.

Если дерево разбухнет, гармошка перестанет складываться, будет занимать много места и возможно не влезет в лодку.

В качестве антисептика выбирайте универсальной средство от всех видов грибка, плесени и гнили. Яхтенным лаком обрабатывайте фанеру на улице или в хорошо проветриваемом помещении, в которое вы не собираетесь заходить на протяжение нескольких дней.

Настилы

Настилы на днище могут быть и стационарными, однако называть их пайолами никак нельзя. Это название характерно только для полностью или частично съёмных настилов. Стационарные открытые палубы, покрытые деревянным или металлическим настилом, который не снимается, тоже не пайол. Только съёмные и не обязательно деревянные. Настилы для лодок бывают разные. Это может быть даже и резиновый надувной пайол.

Например, в лодке из ПВХ самой важной частью является днище. Они бывают с натяжной палубой без настила, с надувным полом, с реечным настилом, с жёстким пайолом и жёсткой палубой надувного катамарана. Поскольку это весьма разные конфигурации днищ, рассматривать нужно по отдельности — и достоинства, и недостатки есть у каждого вида.

пайолы для лодки

Какие инструменты понадобятся

Если приготовить правильный набор, то есть все необходимое из инструментов, времени на создание самодельного жесткого пола для лодки ПВХ уйдет намного меньше. Да и качество сборки будет на порядок выше. Итак, если вы уже запаслись необходимыми материалами, то приготовьте для работы:

  1. Ножовку по дереву или электролобзик;
  2. Наждачку;
  3. Свёрла диаметра болтов;
  4. Напильник по металлу;
  5. Малярные кисти;
  6. Измерительную рулетку.

Выбор

Выбирать съёмное днище нужно в зависимости от того, каким образом и где именно будет использоваться пайол надувной лодки. Чаще всего материалом для такого днища выбирают специальную морскую фанеру. Её производят по сложной технологии, и она защищена от намокания. Некоторые лодки из ПВХ вполне выдерживают и алюминиевые пайолы. Они красиво и аккуратно смотрятся, во всём прочем преимуществ перед фанерой у них мало. Зато недостатки весьма существенны.

Во-первых, металл при эксплуатации издаёт такой шум, что окончательно распугивает рыбу, при этом мотор значительно усиливает любые вибрации. Тем не менее практически все дорогие лодки оснащены именно алюминиевыми пайолами, которые не только гремят, но и скользят под ногами. Морская фанера в этом плане не в пример лучше: прочная, изолирует звук и не скользит. Иногда из неё делается не весь настил, а только одна центральная секция. Многие делают такой пайол для лодки своими руками.

Алюминиевые стрингеры

Для повышения жесткости пайольных полов, поделенных на секции были придуманы стрингеры.

Стрингеры предусмотрены для устранения сдвига пайол в пакете, касательно друг друга как вдоль так и поперек.

Стрингер — это специальные предельные элементы, ребра жесткости, которые используются на катерах или лодках.

В надувной лодке ПВХ эти стрингеры устанавливаются на дне.

Алюминиевый профиль, имея разное сечение, является материалом, из которого изготавливаются стрингеры.

Под действием быстрого потока воды, продольные стрингеры, вмонтированные в вашу лодку, не разрешат пайолам сломаться под воздействием воды. Если их не будет, то у лодки может возникнуть «эффект переваривания». Во время перегибания корпуса, воздушный пузырь начинает образовываться под днищем в результате ход лодки начинает снижаться.

Поэтому перед приобретением лодки позаботьтесь о том, чтобы стрингеры были установлены, или же спросите у официального дилера или их можно дополнительно самостоятельно установить.

Установка жесткого пола в лодку ПВХ Нельма / NELMA. ООО "Нельма". г. Уфа.Установка жесткого пола в лодку ПВХ Нельма / NELMA. ООО "Нельма". г. Уфа.

Недорогие лодки

Малоразмерные лодки часто продают вообще без настила — такова базовая комплектация. На полу в них просто слой ПВХ, приклеенный к «бублику» на бортах. Стоять в таких лодках невозможно. Крайне неудобно и то, что все острые предметы в снаряжении должны использоваться исключительно внимательно, поскольку дно легко повреждается.

Даже тем, кто рыбачит на небольших водоёмах, ходить на такой лодке небезопасно. Удобно лишь то, что малая лодка из ПВХ легко упаковывается в заплечный рюкзак и её можно перенести на спине куда угодно. Без настила она становится, естественно, не такой тяжёлой. Таким образом рыбаку будут доступны самые удалённые водоёмы, куда нужно добираться по бездорожью, через леса, но зато там рыба непуганая.

алюминиевые пайолы

Для чего нужен жесткий пол для лодки

В надувной лодке ПВХ важным элементом является дно. Лодки могут продаваться с жестким полом или днище можно установить уже после покупки судна.

В основной комплектации многие бюджетные варианты лодок продаются совершенно без днища. Приклеенный слой ПВХ играет роль пола. Стоять в ней, точно не выйдет, но использовать лодку можно. Низ лодки может быть повреждён остроконечными или режущими деталями, за этим необходимо тщательно наблюдать во время эксплуатации. Но есть и преимущество: их можно легко переносить на спине.

Каждый вид дна имеет свои плюсы и минусы. Место, где вы будете эксплуатировать лодку, будет лежать в основе выбора днища.

Жесткий настил в надувной лодке ПВХ носит название пайол (или пайола). Иногда, так именуют не все дно, а только определенную его часть.

  • По жесткому полу возможно ходить в лодке.
  • Благодаря такому пайолу общая конструкция лодки становится прочнее.
  • Конструкция с пайолом защищена от повреждений из кокпита.

Благодаря жесткой алюминиевой или фанерной поверхности ноги не будут проваливаться, перемещаться по судну будет удобно.

Надувной пайол

Этот вид настила, можно сказать, старинный. Однако технологии добрались и сюда: современный пайол надувной лодки (air deck) даже жёсткому настилу ничуть не уступает в удобстве и по качеству. Конечно, отношение к надувному полу должно быть куда более осмотрительным, бережным, что вовсе не обязательно, если под ногами алюминий или морская фанера. Главное — не наступать на крючки и другие острые предметы, чтобы не проткнуть надувной пол. Тем не менее качество современного пола для лодки из ПВХ на весьма высоком уровне: он ногами и любыми тяжёлыми предметами не стирается, защищён от основных механических повреждений. К тому же размеры компактные, если сравнивать с жёстким пайолом.

Лодка весит меньше, но ненамного, поскольку всё это современное укрепление ткани, её повышенная плотность с весом фанеры вполне сопоставима. А большие надувные лодки, которые упаковываются, как и малые, всегда в одну сумку, становятся почти неподъёмными для ручной переноски. Размеры пайолов могут быть разными, скрывать под собой всё днище или только небольшой участок для устойчивости — моделей лодок и пайолов к ним многие тысячи, все чем-то друг от друга отличаются. Но вот мыть цельный надувной пол гораздо более неудобно. Съёмный фанерный пайол можно легко вымыть, просто вынув и опустив в воду отдельно от остальной лодки.

Пайолы для лодки ПВХ своими руками

Как и на большинстве одноместных водных транспортных средств, на ПВХ-лодке не предусмотрен настил заводского изготовления. С одной стороны, это уменьшает габариты упаковки при транспортировке и массу, а с другой – рыбак остается без возможностей жесткого днища. Чтобы сэкономить на покупке, изготовить пайол при соблюдении технологии можно самостоятельно. Подробная инструкция:

  • Подготовьте 10-мм лист фанеры размером 1525х1525 мм, петли (15 штук), гайки, шайбы, болты, пропитку и яхтный клей.
  • Из линолеума сделайте выкройки по размеру днища. Ширину прямоугольной части сделайте на 2 см больше стандартных реек. При установке последние зазоры до баллонов остаются неоправданно большими. Зазоры остальной части периметра можете сделать в соответствии с зазорами прямоугольной части.
  • Осуществите разметку пола в соответствии с вырезанным линолеумом. Материал при этом не выбрасывайте, т.к. в дальнейшем он будет использоваться для укладки между жестким полом и штатным ПВХ-полом, чтобы предотвратить повреждение последнего фурнитурой первого.
  • Сложите выкройку пополам и сделайте ее симметричной при помощи небольшой обрезки. Из фанеры вырежьте 6 пайолов, ширина которых должна составлять около 80 см – параметр зависит от размеров вашего судна.
  • Далее все длинные стороны получившихся частей скруглите при помощи напильника.
  • Обработайте изделие специальной защитной пропиткой, после чего соберите из них «гармошку» на петлях.
  • Два носовых пайола по ширине получатся несколько меньше остальных, т.к. размер фанеры не позволяет сделать еще один ряд по 80 см
  • Болт со стороны петли должен иметь потайную головку, в противном случае пол просто не сложится. С обратной стороны лишнюю часть болтов удалите, воспользовавшись болгаркой – с ее же помощью обточите и гайки.
  • Чтобы обеспечить конструкции необходимую жесткость, количество петель на одно соединение должно быть не меньше трех штук.
  • Положите на полученную конструкцию вырезанный линолеум, обведите карандашом, отрежьте все лишнее лобзиком и скруглите края напильником. Каждый поверхность отшлифуйте наждачкой и покройте несколькими слоями яхтного лака – лучше тремя.

sovets.net

Вопрос про жесткое дно ( слани ) для надувной лодки, как оказалось, подымался давно, только почему-то на глаза эта тема мне не попадалась.

Так вот, было, делал.

Лодка у меня была Чайка (лодка надо сказать г-но, — склеена какими-то соплями, возможно просто очень долго лежала и швы рассохлись. Хотя дареная, а дареному коню…)

Надувного дна как понимаете в конструкции не предусмотрено.

И так, что я собственно сделал:

Взял два куска фанеры 150х150 10-ки.

Отрезал полосы шириной с лодку для начала с некоторым запасом.

Одну полосу еще разрезал поперек пополам. Получилось три куска, суммарной длинной больше длинны днища (днище короче 3х метров) и с несколько большей шириной.

Просверлил вдоль стыков, на расстоянии 3 см от края и 5 см между собой отверстия сверлом м 10. (сколько их получилось считайте…)

Бельевым шнуром сошнуровал, как ботинки куски между собой. Должно получиться достаточно туго, но при этом днище должно складываться.

Разложил заготовку на полу, наверх ровно разложил сдутую лодку. Можно кстати расчертить форму и при помощи линейки и т.д., я делал на глазок. Прижал лодку в нескольких местах кирпичами, чтоб не скользила и не скривилась.

Аккуратненько по шву дна провел карандашом периметр.

Выровнял линию от руки, и параллельно ей вычертил внутри чуть меньшее окончательное очертание днища, проверил симметрию, кой чего подправил. Размер фанерного днища должен получиться меньше дна лодки (считаю, непосредственно от места изгиба внутри) с учетом 2-х сантиметрового запаса с каждой стороны. ЗАПАС ОДИНАКОВЫЙ ПО ВСЕМУ ПЕРИМЕТРУ.

Расшнуровал, выпилил.

В местах стыка, куски должны еще несколько сужаться (красная линия), чтобы не получалось слишком острых углов на изгибе, если уж изволите стать прямо на шов.

Все периметры сошлифовал до округлого состояния (болгаркой с наждачным кругом).

Покрасил лаком для яхт в два слоя.

Сошнуровал в «боевое состояние», вот собственно и все.

В сложенном состоянии легко помещалось в багажник волги, и места на дне, по причине плоскости, не занимало нисколько. Если все грамотно и ровно сделать, опасности повредить лодку ОДНОЗНАЧНО нет. Проверял, как видите не утонул.

Преимуществ, даже против надувного дна — масса, даже и не стану перечислять.

volgafishing.ru

Самодельный жесткий пол (пайол) для надувной лодки — удобство на рыбалке.

Для изготовления жёсткого дна для надувной лодки были приобретены:

  • Лист фанеры 10 мм. 1525*1525 мм.;
  • Петли 15 штук;
  • Болты, гайки, шайбы;
  • Пропитка, яхтный лак.

Сделал из линолеума выкройку по размеру днища. Ширина прямоугольной части днища сделана на 2 см. больше стандартных реек, т. к. при установке последних зазоры до баллонов оставались неоправданно большие. Зазоры остальной части периметра сделаны в соответствие с зазорами прямоугольной части.

По вырезанному линолеуму будет осуществляться разметка жёсткого пола, а также он будет укладываться между штатным ПВХ полом и жёстким полом для предотвращения повреждения ПВХ пола фурнитурой жёсткого пола. Выкройку сложил вдоль пополам и путём небольшой обрезки сделал её симметричной.

Из листа фанеры вырезал 6 пайолов шириной 80 см.

И ещё остался квадрат со стороной 725 мм. Из данного квадрата при желании можно сделать упор для ног или использовать для других целей в хозяйстве.

Длинные стороны пайолов скруглил напильником. Пропитал защитной пропиткой. Собрал из пайолов для дна «гармошку» на петлях.

Два носовых пайола шириной несколько меньше остальных, т. к. размер листа фанеры не позволяет сделать ещё один ряд по 80 см. Длина полученного пола при зазорах между пайлоами в 5-6 мм. Получается равной длине вырезанного линолеума, вследствие чего отпадает необходимость приобретения второго листа фанеры.

Болт со стороны петли обязательно должен быть с потайной головкой, иначе пол не сложится. С обратной стороны лишнюю часть болтов срезал болгаркой и ею же обточил гайки. Позднее в голову пришёл не столь трудоёмкий способ: срезать лишнюю часть болтов, захватывая часть гайки, и заменить гайки на новые. Для обеспечения жёсткости конструкции петель должно быть минимум по три штуки на одно соединение.

Далее на полученную конструкцию положил вырезанный линолеум, обвёл карандашом, отрезал лишнее лобзиком, скруглил края по периметру напильником, отшлифовал поверхности наждачной бумагой, покрыл тремя слоями яхтного лака и…

Жёсткий пол с банками, завёрнутые в линолеум, образуют отдельную транспортную единицу, что облегчает процесс переноски и размещения в багажнике автомобиля.

Лодка не комплектовалась жёстким пайолом. В комплекте была так называемая «реечная слань». Жёсткость реечной слани оставляет желать лучшего.

Моя конструкция устанавливается быстрее и удобнее стандартного сборного пайола, жёсткости для гребной лодки хватает с запасом.

Жесткий пол помещается внутрь лодки непосредственно перед накачкой, далее «гармошка» раскладывается.

Жесткое днище для надувной лодки и тележка

ДО ВСТРЕЧИ НА МАСТЕРА RU

masteraru.ru

Рейка

Съёмное реечное днище для надувной лодки превосходно служит в лёгких и маленьких моделях. Это проклеенные с нижней стороны ПВХ-тканью листы лодочной фанеры. Такой пайол надувной лодки полон преимуществ. Реечный пайол легко можно разложить и сложить, он обладает лёгким весом.

Можно вообще не вынимать пайол из лодки, тогда при сдутии баллонов вся лодка скатывается вокруг реек, и получается довольно компактная упаковка. Для сборки и разборки такой конструкции понадобится не более четверти часа. Однако в ней отсутствует жёсткость, и это не позволяет пользоваться таким удобным пайолом на крупных моделях лодок из ПВХ.

Реечный настил на лодке ПВХ

Такой тип днища для надувной ПВХ лодки часто применяется для маленьких и легких моделей. Он представляет собой листы лодочной фанеры, которые проклеены тканью ПВХ с нижней стороны. Такое днище обладает многими преимуществами. Реечный настил легко складывается и раскладывается, и имеет легкий вес. Это днище можно вообще не вынимать из лодки и после полного сдутия баллонов лодка просто скатывается и упаковывается в одну упаковку. Таким образом сборку-разборку лодки можно осуществить за 10-15 минут. Так же вы можете вообще не брать его с собой. Это уменьшает вес лодки, если он для вас критичен. Отсутствие жесткости не позволяет делать такой настил на больший моделях надувных ПВХ лодок.


Реечный настил на лодке ПВХ

Stel 01/265 с реечным настилом

Катамаран

На катамаранах обычно делается натяжная палуба. Это равносильно полному отсутствию какого бы то ни было настила, поскольку стоять на натяжной палубе невозможно. Однако чаще всего на сплавах это и не нужно: на натяжном пайоле привязывают снаряжение и прочие вещи, а люди сидят верхом на баллонах. В плюс надувной палубе то, что любые повреждения маловероятны: конструктивные особенности такого судна таковы, что палуба находится очень высоко над водой.

А вот на катамаранах «Мастеркат» используют специальные жёсткие пайолы, превосходящие по размерам любые лодочные. Изготовлены они из нескользящей морской фанеры и умеют складываться пополам. Несмотря на то что вся эта палуба состоит из многих секций (75 сантиметров — центральные и 82,5 сантиметра — секции по краям), сборка пайолов достаточно проста. Жёсткость этой конструкции катамарана достигается за счёт продольных труб или баллонов, поэтому дополнительных сцеплений такой палубе не нужно. Листы фанеры стягиваются с рамой и друг с другом специальной стропой, а в щели сливается вода. Такую палубу удобно мыть.

Для лодок с более мощными моторами щиты слани делают в виде решетчатого настила из однородных и легких досок толщиной до 20 мм или из сплошного фанерного настила, усиленного продольными или поперечными рейками и снабженного эластичными ручками для переноса елани. В последние годы за рубежом нашли применение настилы, элементы которых изготовлены из легких сплавов на основе алюминия или пластмасс. Известны конструкции слани, которые состоят из полых плавучих секций, выполненных из термоформуемой пластмассы. Разборные секции соединяются между собой концевыми ступенчатыми профилями сопрягаемой формы. Разборные секции могут быть отформованы с заданной кривизной поверхности.

Иногда кормовую секцию слани изготовляют за одно целое с транцем (рис. 2.81)

. Слань должна иметь защитное покрытие, обычно секции покрывают водостойкими лакокрасочными материалами. Для уменьшения скольжения секций по днищу на их наружную сторону наклеивают профильные эластичные элементы с шероховатой поверхностью.

Находят применение также конструкции слани, которые состоят из легких жестких пористых блоков, оклеенных герметичными пленочными материалами или металлической фольгой. В местах опоры таких сланей на кильсон предусмотрены направляющие планки, вырезы для фиксирующих замков жесткого кильсона и транца или отверстия для клапанной системы надувного компенсатора.

Кильсон.

Ходовые качества лодки зависят не только от отношения длины к ширине, мощности мотора, а также от подъема днища (килеватости). Для придания днищу формы между эластичным днищем и жесткой еланью устанавливают надувной компенсатор или жесткий кильсон, которые обеспечивают натяжение днища, определяют гидродинамический профиль подводной части лодки, улучшают использование тяги мотора и повышают ее устойчивость на курсе.

Надувной компенсатор чаще применяют на лодках с моторами малой и средней мощностей. Он имеет вид цилиндра переменного сечения из эластичной прорезиненной ткани и принимает заданную форму после его наполнения через трубку поддува или клапанное устройство. Компенсатор крепят с помощью эластичных петель и других устройств к днищу в ДП лодки. Надувные компенсаторы обладают такими преимуществами, как простота изготовления, сборки и разборки, малый вес, способность смягчать удар лодки о волну, компактность укладки. Однако они имеют и некоторые недостатки, которые наиболее остро проявляются на лодках с мощными моторами. При наличии надувного компенсатора сложно обеспечить достаточную продольную жесткость лодки, уменьшить смоченную поверхность днища, создать большую килеватость в носовой части. Кроме того, давление в нем в определенной степени зависит от температурных колебаний и изменяет профиль его сечения.

Такими недостатками не обладают жесткие кильсоны, поэтому не случайно большинство лодок средней и большой мощности оснащены жесткими кильсонами разнообразных конструкций.

Жесткие кильсоны очень редко выполняют неразъемными, чаще они имеют один-два разъема по длине с учетом того, чтобы части кильсона соответствовали принятому размеру упаковки. Кильсон представляет собой жесткую плоскую пластину переменного по длине сечения, обладающую плавучестью. Жесткий кильсон изготовляют обычно из дерева — бакелизированной фанеры, цельной доски или из набора фанеры или досок с пластмассой.

Кильсон в кормовой части лодки крепят в основном в пазах накладок на транце, а в носовой части — к передней секции елани или к поперечной планке с пазами, расположенной под бортами (рис. 2.82)

. На лодках О-образной формы кильсон закрепляют в кормовой части аналогично его креплению в носовой. В некоторых конструкциях кильсон соединяется с каждой секцией елани с помощью поворотных фиксаторов. Для увеличения площади контакта со еланью верхняя часть кильсона имеет дополнительную продольную накладку. Элементы разъема частей кильсона для удобства сборки, увеличения прочности разъема и дополнительного натяжения днища выполняют в виде клиновых скосов, рычажных устройств или винтовых соединений. Винтовые соединения после монтажа частей кильсона позволяют выбрать слабину днища, осуществив его дополнительное натяжение. Устанавливаемые части обычно фиксируются накладками, расположенными в месте разъема по высоте кильсона. Накладки изготовляют из легких прочных металлических или пластмассовых антикоррозионных материалов. Для ориентирования кильсона по днищу строго в ДП лодки на последнем приклеивают формованные профильные направляющие, они перераспределяют усилия от кильсона на большую поверхность днища. В некоторых конструкциях кильсона нижняя часть его округлена и покрыта пластичным материалом.

Для увеличения площади плоской площадки в нижней части днища устанавливают два кильсона, расположенных на некотором расстоянии друг от друга около ДП. По мнению отдельных специалистов, такое решение способствует уменьшению осадки на спокойной воде, не снижает ходовых качеств лодки при волнении, обеспечивает наиболее рациональное и свободное прохождение воды по направлению к гребному винту, позволяет удобно устанавливать лодку на земле.

На некоторых лодках кильсон выполняют в виде комбинации жесткой кормовой его части и надувного элемента в носовой части. Элементы кильсона могут быть изготовлены и в виде трубки из полужесткого материала, обладающего эластичной растяжимостью, например из поливинилхлорида. Трубки соединяются телескопически, допускают свободное скольжение элементов в кормовой части в месте шарнирного соединения, а в носовой части вставляются в формованный профильный элемент и свободно упираются в елань лодки.

Передняя часть кильсона изменяемой конфигурации, выполненная из жесткого упругого полосового материала, с помощью находящегося под ней надувного элемента допускает выгибание настила с увеличением килеватости днища. Материал задней части кильсона жесткий и не допускает его выгибания.

Соединение кильсона с носовой или кормовой частью лодки может быть шарнирным. В таком случае другая его сторона не фиксируется и является «плавающей», при этом общая длина кильсона меньше расстояния между носовой оконечностью и транцем.

Встречается еще одна разновидность кильсона, конструкция которого состоит из нескольких металлических трубок. Концевая трубка в носовой части изогнута и вставлена в жесткую упорную деталь, прикрепленную к лодке, а в кормовой части трубка имеет резьбовое натяжное устройство. Такое расположение трубок обеспечивает различную по длине лодки килеватость. В носовой части, которая первая соприкасается со встречной волной, смягчает силу удара и выполняет своеобразную роль волнореза, она значительно больше, чем в кормовой. Иногда килеватость придается лодке размещением между днищем и еланью двух полых элементов из легкого прочного материала, имеющих в поперечном сечении форму прямоугольного треугольника. Оба элемента устанавливают малыми катетами друг к другу и гипотенузами вниз.

Предыдущая страница Содержание Следующая страница

Жёсткий и складной лодочный настил

На лодках размером более трёх метров ставится чаще всего жёсткий настил, самый распространённый для надувных лодок. В отличие от реечного он закрывает дно целиком, обеспечивая жёсткость всей конструкции и полную защиту дна ПВХ. Именно такой пайол необходим в лодках с надувным килем, упирающимся с верхней стороны как раз в настил. Лодка с алюминиевым пайолом — цельным и жёстким — может свободно глиссировать на волне.

Складной лодочный настил удобен тем, что быстро вставляется, раскладываясь как книжка. Самое большое преимущество его — цельность конструкции, но должной жёсткости он не обеспечивает. Стингеры, предназначенные для усиления жёсткости надувной лодки, ситуацию эту не исправляют: когда лодка глиссирует, надувной киль рассекает волну и испытывает нагрузку просто ударную, даже надувные баллоны не компенсируют её. Пайол-книжка делает глиссаду на волне затруднительной. Толщина фанеры в таких конструкциях обычно 9 миллиметров. Листы скрепляются алюминиевыми профилями и проклеиваются ПВХ-тканью. Многие рыболовы и охотники изготавливают такой пайол для лодки своими руками.

Выбор лодки по типу дна. Плюсы и минусы.

Определившись с размером, грузоподъемностью, мощностью двигателя и т.д. непременно встает вопрос о выборе типа дна. Лодки ПВХ без настила я предлагаю не рассматривать вообще, поскольку рыбачить на таких плавсредствах крайне неудобно. Жесткое дно (пайолы) или НДНД (надувной пол низкого давления)? – вот самый распространенный вопрос, который вызывает много споров. Рыболовное сообщество условно разделяется на два лагеря: первые утверждают, что жесткий пол лучше, а вторые являются сторонниками НДНД. Давайте рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.

Пайол — жесткий настил для лодок ПВХ, как правило, изготовленный из специальной фанеры или алюминия. Будь то пайол-книжка или пайол с н-образным профилем – основное его предназначение выравнивание поверхности для удобства расположения в лодке. В лодках НДНД устойчивость и удобство расположения достигается за счет надувного дна. Начиная разговор об отличиях, я бы разделил их образно на две группы: конструктивные отличия и отличия на ходу.

Сравнивая оба варианта первое, что бросается в глаза это разница в цене (если говорить об одинаковых моделях с разным типом дна), хоть и небольшая, но она есть. Как правило, НДНД стоят чуть дороже и по всей видимости эта разница за счет более сложной конструкции с технической стороны. Основным плюсом НДНД является удобство и скорость сборки – подключил насос и готово. В случае с пайолой придется потратить больше времени на установку и разборку. Следующим плюсом является общая масса лодки, которая существенно меньше за счет отсутствия жесткого дна. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что если вы чаще рыбачите в одиночестве, то этот вариант более удобен. Однако стоит учесть, что пайольную лодку можно транспортировать по отдельности и выгрузить из машины сперва лодку, а потом непосредственно пол не составляет особого труда, а лодка с надувным дном всегда транспортируется целиком. Но удобство сборки, как ни крути, остается неоспоримым преимуществом за НДНД.

Следующим важным моментом является устойчивость в лодке. Кто-бы, что не говорил но, на мой взгляд, стоять на жестком дне удобней! Это связано в первую очередь с тем, на НДНД нельзя добиться той же жесткости поверхности как в случае с пайолой, а во-вторых человек стоящий в лодке с надувным дном находится выше, соответственно центр тяжести тоже находится выше а, следовательно, и устойчивость меньше. Однако, стоять на надувном дне также возможно, даже если находишься в лодке не один! Говоря о рыбалке с лодки стоит отметить, что в стоя в лодке заброс получается дальше и точнее, но много ли времени вы проводите в положении стоя? Подводя итог, можно сделать вывод, что и в одном и другом случае стоять в лодке можно, но на жестком дне это все же немного удобней. Так же стоить отметить, что из-за высоты по отношению к уровню забортной воды сидя на надувном дне ноги находятся немного выше и устают быстрее за счет большего угла по отношению к полу и как следствие менее удобной посадки, хотя их всегда можно вытянуть и отдохнуть.

Следующее на что стоит обратить внимание – глубина кокпита лодки. У пайольных лодок, как правило, глубина больше и общее пространство соответственно больше, а чем больше пространство, тем находиться в лодке удобней. Но это тоже «палка о двух концах», потому что использовать пространство можно по-разному и все зависит от количества пассажиров и количества вещей, погруженных в лодку. Если вы не Дед Мазай, то на мой взгляд этот показатель не является первостепенным:), однако, упомянуть об этом стоит.

Теперь пару слов о ходовых отличиях. Если вы чаще планируете использовать лодку без мотора, то на это в принципе можно и не обращать внимания, однако, едва ли найдутся те, кто предпочтет все время ходить на веслах. Владельцы одних и других типов лодок наперебой спорят о том, что именно их лодка лучше, однако, объективно есть факты, с которыми сложно поспорить. НДНД при прочих равных условиях (количество пассажиров и общий вес багажа) выйдет на глиссирование быстрее. По мимо этого благодаря надувному дну низкого давления на ходу пассажиры лодки будут меньше чувствовать удары проходя небольшие волны. Однако пайольные лодки более устойчивы.

Есть еще небольшие мелочи, о которых хотелось бы сказать. При попадании в лодку воды в пайольных лодках вода попадает под саму пайолу, в лодках НДНД вода будет прямо под ногами, но стоит открыть заглушку, как она начнет вытекать. Любишь кататься, люби и лодку мыть! Здесь я бы поставил плюс НДНД, ведь достаточно плеснуть воды внутрь, затем открыть клапан для слива или перевернуть лодку. Еще одним пунктом является теплоизоляция, в лодках с надувным дном находиться комфортней. Возможно найдутся и те, кто любит в лодках спать (например, при долгих сплавах) и в этом случае преимущество остается за НДНД, ведь лежать на «воздушном матрасе» удобней.

Подводя итог, рискну сделать следующие выводы. И пайолы и НДНД имеют место быть. Для недолгих рыбалок (особенно в одиночестве) как на веслах, так и на моторе удобней использовать НДНД. Для более серьезных выездов и многодневных рыбалок (особенно с пассажирами) лучше подойдет пайола. Удобство сборки здесь отходит на второй план, ведь достаточно один раз собрать лодку и потом использовать ее в течение нескольких дней и вместимость лодки больше за счет более глубокого кокпита и посадка удобней. Также для малосильных моторов НДНД будет более предпочтительней в следствие того, что НДНД будет несколько скоростнее пайоловой при одинаковом моторе. При использовании более сильного мотора лучше использовать пайольную лодку.

Каждый кулик свое болото хвалит и поэтому споры на тему «Что же лучше пайолы или НДНД?» еще долго не утихнут, каждый выбирает для себя сам и все познается в сравнении.

Н-образный профиль на жёстком пайоле

Этот тип днища — для лодок из ПВХ экономкласса, в производстве он дёшев и доступен каждому. Это листы фанеры, вставленные один в другой. Отличие от складного пайола в том, что эта конструкция не обладает цельностью. Но он очень хорош, если сочетается со стингерами, — таким образом значительно увеличивается жёсткость.

Н-образный профиль — как раз минус данного типа днищ, поскольку значительно тоньше обычного, с меньшей площадью соприкосновения с листами фанеры, а это значит, что нагрузка на края фанеры значительно увеличивается. Края не имеют специальной окантовки металлом, поскольку напрямую вставлены в профиль. Чтобы отличить пайол с Н-образным профилем от обычного, нужно сравнить полоски алюминия на стыке. Фанера такая же — 9 миллиметров, а вот полоска значительно тоньше.

Особенности лодок ПВХ НДНД. Область применения

Само дно похоже на надувной матрац. При этом внутри его предусмотрены специальные перегородки, которые задают форму основания и формируют киль. Причём дно в форме ракушки со стороны палубы остаётся плоским.

V-образное дно достаточно жесткое и обладает минимальным гидродинамическим сопротивлением, поэтому лодки НДНД выходят на глиссирование даже со слабыми двигателями.

Все модели просты для сборки и демонтажа – не требуется укладывать пайол. Цельная конструкция быстро и легко приводится в рабочее состояние даже одним человеком. На всех конструкциях имеется транец для крепления мотора. Ряд моделей оснащены фальшбортом, который повышает комфорт и безопасность.

Жёсткий пайол и стингеры

Такой вид пайола является самым распространённым для дорогих моделей лодок. Толщина фанеры уже не 9, а 12 миллиметров, листы соединены при помощи специальных пазов. Окантовка из алюминия уже с увеличенной площадью соприкосновения. Этот настил значительно прочнее, чем пайол-книжка или с н-образным профилем. В сочетании со стингерами жёсткий пайол делает лодку почти монолитом в конструкции, даже очень сильные волны не сбивают её с глиссирования.

Максимальный эффект достигается специальным укреплением транца, что обеспечивает и жёсткость, и снижение нагрузки на транец, распределяя её по всему днищу. В местах соединения стингеров пайол укрепляется алюминием, чтобы защитить края фанеры от любых повреждений. Несмотря на преимущества, стингеры, обеспечивающие жёсткость, одновременно способны повредить лодку там, где они выпирают. Производители даже укрепляют места трения дополнительным слоем ПВХ-ткани.

Виды жесткого пола

Настилы для лодок различаются по своей конструктивной особенности.

Повышая жесткость корпуса, лодки начинают двигаться гораздо медленнее. Цельнокроеный пол в пайольной лодке установить невозможно, поэтому и необходимо разбивать его на части (пайолы).

Жесткость обшивки лодки ПВХ будет зависеть от баллона и днища.

Добиваясь уменьшения веса лодки, её маневренности придуманы разнообразные конструктивные решения.

Профильный

Простейший вид пола, где два или несколько листов фанеры скреплены посредством Н-профиля. Обычно используется в недорогих лодках.

Складной

Пайол — книжка быстро устанавливается в лодку, но не обеспечивает достаточной жёсткости из-за особенностей. С таким полом будет неудобно глиссировать, жёсткость у книжки не обеспечат даже алюминиевые профили.

Пайол со стрингерами

Этот вид днища самый востребованный у владельцев лодок ПВХ. При помощи стрингеров пол получается очень устойчивой, жесткой и целостной конструкции.

Маленькая вёсельная лодка

Хорошо иметь удобную одноместную лодку и для сплава по реке, и для рыбалки на небольших водоёмах. Но плохо, что для такой лодки не предусмотрен при изготовлении пайол. Масса и габариты, конечно, уменьшаются, делая её удобной для транспортировки, но преимущества наличия жёсткого настила значительно существеннее преимуществ доставки.

Ведро с прикормкой у рыбака постоянно опрокидывается при малейшем движении, под вёслами лодка идёт чрезвычайно тяжело, гребля требует огромных усилий. Заводского изготовления пайола для такой лодки не существует, потому многим рыбакам знакомо изготовление пайолов самостоятельно.

Как выбрать лодку ПВХ с надувным дном низкого давления

Лодка ПВХ НДНД имеет упругий пол, поэтому в ней можно спокойно стоять и перемещаться без риска провалиться. Такие накачиваются автомобильным насосом, а после использования они легко и быстро сдуваются, что делает удобной транспортировку. Чтобы понять, в чем преимущества этого типа дна, понадобится более подробная характеристика лодок НДНД:

  • Небольшой вес, легко надувается и сдувается, удобны в транспортировке.
  • Прочное дно, делается из двухслойного материала, швы между перегородками обрабатываются особым образом.
  • При наличии волн такое дно будет смягчать их, принимая удар на себя – таким образом будет меньше раскачиваться.
  • Безопасность – надувное дно представляет из себя отдельный герметичный отсек (или несколько отсеков), поэтому при повреждении баллонов надувная поверхность останется целой и позволит безопасно добраться до берега.

Конечно, у ПВХ НДНД есть и недостатки, однако для многих рыбаков этот вариант является оптимальным. Например, отличным выбором станет лодка Юкона НДНД, которую можно приобрести в нашем магазине.

Материалы

Водостойкая (бакелитовая) фанера слишком тяжела для маленькой лодки, да и купить её не просто. Поэтому обычную шестимиллиметровую фанеру нужно обработать от влаги, распилить точно по размеру прямо в магазине (в «Леруа-Мерлен», например, есть такая услуга), чтобы везти её было удобно. Не нужно пугаться её тонкости. Проверено многими — лист шестимиллиметровой фанеры, сцепленный с другими листами, разве что прыгать на себе не позволит. А стоять в такой лодке — хоть с пайолом, хоть без него — довольно-таки опасно.

Защита фанеры от воды — достаточно простое дело: масса современных пропиток и лаков превосходно справляются с ним. Обычная пропитка, сверху яхтенный лак в два слоя — и разрушений несколько лет не будет ни малейших даже по краям фанеры. Кроме этого, нужно купить несколько кисточек, валик и шпатель, чтобы разглаживать ткань, а также клей для ПВХ. Листы соединять в пайол лучше не жёстко — затрудняются сборка, разборка, увеличивается масса. Лучше склеить листы тканью ПВХ. Клей и лак на фанере прекрасно соединились. Затраты на материалы не составили в общей сложности более тысячи рублей.

Какие материалы понадобятся

Хотите сделать самодельный настил лучше заводского? Вам понадобятся:

  1. Влагостойкой фанерой с оптимальной толщиной в 1 см и площадью лодки;
  2. Небольшими дверными петлями, не менее 3 на каждое соединение;
  3. Болтами, шайбами и гайками для крепления (саморезы не подойдут);
  4. Антисептик и яхтный лак.

Чтобы удобнее было везти лист из магазина, можно его прямо на месте распилить, сделав предварительно обмеры будущих составляющих жесткого дна).

Как это сделать

Зазор, с которым пайол входит в лодку, должен быть менее пяти миллиметров, поскольку фанера тонкая. Натягивая на надутой лодке ткань поперёк бортов, можно измерить расстояние, нужное для выкраивания пайола. Минус два миллиметра — это необходимая ширина листа фанеры.

Длина же измеряется ровно по длине дна лодки. Для исключения всяческих ошибок при точности повторения контуров на носу и корме лучше сделать сначала картонный шаблон. Далее по конфигурации нужно рассчитать, из скольких листов будет состоять пайол для данной лодки, чтобы его легко можно было собрать и уложить в автомобиле.

Делаем замеры и вырезаем трафарет

Для начала надо измерить дно лодки: ширину и длину. После этого вы уже будете знать размеры фанеры, которую нужно купить.

Затем делается трафарет. С трафаретом работать намного проще, чем с размерами. Ведь дно имеет сложную форму, поэтому проще прислонить трафарет к фанере, обвести маркером и вырезать по контуру.

Есть масса вариантов, из чего сделать трафарет. Дешевле и проще всего из газеты, склеив скотчем несколько листов. После этого можно размечать ширину гармошек.

Чтобы выкройка получилась симметричной, ее, сложив пополам вдоль, аккуратно обрезают.

Лак

Далее нужно обработать боковые стыки и углы фанеры, закруглить все торцы, прилегающие к лодке и состыковывающиеся, а затем склеивающиеся тканью ПВХ, сделать все углы по радиусу. Ни одной острой кромки или угла оставаться не должно, потому что легко повредить ткань самой лодки, поэтому нужно обработать все края мелкой наждачной бумагой или шкуркой на ткани.

Затем фанера обрабатывается без пропусков со всех сторон лаком. Несколько суток длится высыхание, после чего для лучшей адгезии поверхность снова зачищается со всех сторон, убираются потёки и прочие недостатки. Второе покрытие делается уже начисто. Двух слоёв вполне достаточно. Можно сделать пайол окрашенным, но нужно иметь в виду, что светлый менее притягивает солнце, не так жарко будет. Ещё несколько дней лак будет сохнуть, после чего уже можно приступать к склейке фанерных листов.

Как собрать пайол-гармошку для надувной лодки

Осталось скрепить все составные части дверными петлями, чтобы получилась гармошка (книжка). Для этого вдоль стыков наметьте отверстия петель и просверлите их. Петли располагайте в 3-5 см от края. На каждое соединение потребуется 3 петли минимум.

Затем приверните петли при помощи болтов и гаек. Не забудьте проложить шайбы, чтобы гайки не утонули в дереве.

Возьмите напильник и сточите лишнюю часть болтов, чтобы они не торчали. При помощи напильника закруглите металлические выступы болтов и гаек.

Кстати, если вы не хотите использовать петли, попробуйте скрепить детали шнуровкой. Такой способ проще, но соединение петлями надёжнее, ведь шнур может со временем перетереться или сгнить.

Склейка

Очень помогает в этом деле промышленный фен, которым можно нагреть клеевой шов и удалить растворитель. Склеивание производится строго по инструкции. Листы фанеры располагаются так, чтобы можно было сложить настил «гармошкой». Для этого нужно соответственно фанеру раскладывать. При работе с клеем для ПВХ коррекция деталей невозможна, поэтому нужно заранее разметить все позиции карандашом.

Соединив детали, следует прикатать ткань валиком или шпателем, удалить пузыри воздуха. Когда пайол будет склеен, испытывать его сразу же на воде нельзя. Минимум три дня клей должен выстояться и окончательно высохнуть. В итоге пайол получается весом около трёх-четырёх килограммов, масса всего комплекта увеличивается не слишком. Остаётся пожелать приятного и удачного отдыха тем, кто не побоялся трудностей. Сооружать пайолы для лодки не так уж трудно, зато очень увлекательно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее